Все иркутяне знают, что на месте «серого дома» стоял когда-то уникальный Казанский кафедральный собор высотой в современный 20-этажный дом. Сегодня мы вспомним как взрывали собор и как проектировали на его месте Дом Советов.
Гибель нового собора
Подзаголовок этот вызовет удивление. «Старого собора, вы хотели сказать?» - перебьют меня. Однако, иркутяне на протяжении многих лет Казанский называли «новым», а «старым собором» - Собор Богоявления с архиерейским двором.
Итак, картины уничтожения Собора летом 1932 года из повести Дмитрия Сергеева «Залито асфальтом»:
«Соборную церковь взрывали летом. В ближних домах окна закрыли ставнями, позаклеивали газетами, чтобы не вышибло ударной волной. На перекрестках улиц, ведущих к собору, дежурили постовые, никого не пускали.
Про то, что церковь готовятся взрывать, слухи ходили давно. Мы едва дождались этого дня.
Почти все пацаны из нашего двора прятались под аркою на берегу Ангары. Милиционеру надоело прогонять нас, он удовлетворился тем, что мы не лезли ближе.
На паперти Старого собора толпились старухи и нищие, должно быть, со всего города. В смятении и ужасе смотрели они на пятиглавую громаду соборной церкви. С берега открывался весь собор, не было видно только одного купола на фронтальной стороне. Над церковью уже постарались — в ней давно не справляли служб, — наверху центрального купола зияли щели окон, в них кое-где посверкивали обломки разбитых стекол. И все же собор выглядел несокрушимой махиной. Коричневый цвет придавал ему мрачный вид, утяжелял стены.
Обеспокоенные стрижи кружились над своими гнездами — ими были сплошь облеплены карнизы и выступы куполов. Воздух оглашался их криками.
Народ на паперти Старого собора прибывал. В полумраке притвора маячила золоченая риза. Видимо, и сам поп томился ожиданием.
Ухнул первый взрыв. Хлесткая волна прокатилась над Ангарой. Густое облако взметнулось над центральным куполом. Пыль еще не осела, когда снова дважды громыхнуло. Запах пороховой гари и кирпичного крошева принесло к берегу. Пыль опустилась, видна стала искореженная взрывами громоздкая туша церкви. Непривычно, дико было смотреть на обезглавленный, лишенный куполов собор. Черные клубы то застилали, то обнажали кирпичную кладку, оголенную от штукатурки и извести.
Стены собора будто кровоточили. Из пыльного хаоса слышались отчаянные крики птиц.
— Конец света! — вопил на паперти старик, колотя тяжелой палкой по каменным плитам. Всклокоченная борода тряслась, из-под бровей сверкали маленькие круглые глаза.
… Взорванный собор упрямо сопротивлялся истреблению. Кирпичи в его стенах так крепко были связаны раствором, что их легче было разломить, чем отделить друг от друга. Груды обломков и ни на что не годного лома долго еще возвышались на месте церкви. Мелкая крошка и кирпичный бой пошли на бутовку площади. Соборная ограда пустовала недолго, скоро в ней появились дощатые времянки и навесы».
Рудольф Берестенев в книге «Иркутская Земля: Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени» пишет: "Когда собор разрушили, то уровень центральной иркутской площади от битого кирпича поднялся на один метр. Щебня было столько, что его хватило на отсыпку подъездного пути к мосту через Ангару.
Гольдфарб С.И. в книге «Иркутск, Иркутск… Рассказы из истории старого города»: «Новый железобетонный мост, взамен старому, Николаевскому» (т.е., понтонному), «начали возводить в 1932 году. … В это же время на главной площади города стали разрушать Казанский кафедральный собор, после взрыва которого скопилось много битого кирпича. По временной железнодорожной колее щебень доставлялся для отсыпки предмостной строительной площадки.»
«Собор» новой власти
Обратимся к Иркипедии, чтобы узнать о перипетиях проектировки и строительства Дома Советов («Серого дома»):
«В начале 1936 года объявляется всесоюзный конкурс на проектирование Дома Советов в Иркутске. Здание проектировалось на месте разрушенной православной святыни, и новая власть поставила перед архитекторами и строителями задачу — возвести грандиозное сооружение, которое по красоте и размерам не уступало бы Казанскому кафедральному собору.
В конкурсе победил проект, выполненный архитекторами из Новосибирска А.Крючковым и В.Масленниковым. Дом Советов представлял собой здание в виде раскрытого к площади полукружия фасада, с парадным вестибюлем, с конными скульптурными группами при входе и на парапете, со светлым объемом конференц-зала, обращенного в сторону парка на набережной Ангары.
На площади перед Домом Советов предполагалось устроить фонтан. Проект этого здания даже по современным меркам наиболее всего отвечал бы требованиям общественно-делового центра в Иркутске и вряд ли получил бы в народе название „серого дома“.
27 октября 1936 года в Москве был утвержден проект иркутского Дома Советов объемом 55 545 кубических метров и смета строительства в размере 5 миллионов 251 тысячи рублей. Через два года строители приступили к закладке нулевого цикла сооружения. О первом начальнике строительства Дома Советов сохранились скупые сведения. Звали его Дмитрий Белик, и в этой должности он проработал недолго. В том же 1938 году его арестовали сотрудники НКВД и 22 июня расстреляли.
Возведение Дома Советов, прерванное войной, возобновилось в начале 1949 года. К сожалению, первоначальный проект не нашел своего воплощения в натуре.
За основу строительства были взяты чертежи архитектора В.Гуркина, который, выполняя указания сверху, подготовил довольно примитивный по конструкции проект. В советском градостроительстве тогда шла кампания по борьбе с архитектурными излишествами, и областная власть, чтобы не раздражать московского начальства, согласилась довольствоваться менее дорогостоящим зданием.
Дальнейшее строительство Дома Советов затянулось на две пятилетки. И только в 1959 году в здание въехали аппарат и архив Иркутского обкома КПСС, обком ВЛКСМ и областной исполнительный комитет депутатов трудящихся».
Недавний мэр Кондрашов в начале своего управления предложил снести Серый дом, на его месте восстановить Собор, а здание администрации построить на территорию бывшей чаеразвески на ул. Сурикова. Если бы провели городской референдум, вы бы согласились на столь затратный проект?
Фото-загадка
В заключение, вопросы: где снято? что за сооружение в центре снимка? Первый вопрос, наверное, несложный, а вот второй - заставит задуматься.
Удачи!