Это «вторая серия» проекта «Советский Иркутск» (первая здесь https://www.irk.ru/news/blogs/archivarius/1086/). Сегодня мы отправляемся в 1964 год.
В этом году битломания докатилась до Иркутска, на вокзале запустили автоматическую камеру хранения, госкомиссия приняла новую набережную Ангары - бульвар Гагарина, Евтушенко читал иркутянам поэму «Братская ГЭС», а знаменитый чех-путешественник Ганзелка осматривал саму ГЭС.
Среди других иностранных гостей города американец Харрисон Форман. Жарким летним днём он запечатлел для нас на цветную пленку кинотеатр «Художественный».
Я не смог рассмотреть какой фильм демонстрировался во время съёмки. Но вот 22-го июля в «Художественном» шла наша «Крепостная актриса», в «Гиганте» - французский «Фанфан-Тюльпан», в клубе им. Дзержинского на Урицкого - французский же «Дьявол и десять заповедей» с совсем молодым Аленом Делоном.
Французского кино тогда было много. Тем более, что генерал де Голль - президент Франции - был нашим союзником в войне и сейчас активно дружит с СССР, выдвигая лозунг «Европа от Атлантики до Урала». Почему до Урала? А мы?…
22 июля 1964 года я выбрал не случайно. В этот день я родился. Правда, не в Иркутске…
А в Иркутске на следующий день Иркутский вокзал огласился звуками марша «Прощания славянки». От перрона тронулся новый поезд.
Голубой экспресс
Третий год в должности начальника Восточно-Сибирской железной дороги работает легендарный Борис Саламбеков – генерал-директор тяги 1-го ранга (особый чин в системе МПС), руководитель железной дороги в блокадном Ленинграде. В Сибирь он попал в результате «ленинградского дела», по которому был арестован и расстрелян ряд руководителей.
Под лозунгом «За образцовую магистраль Москва - Байкал!» электрифицируется дорога, вводится новая техника. Особое внимание - обеспечению сервиса для пассажиров железки. Саламбеков ставит амбициозную задачу: выпустить на линию фирменный поезд «Москва – Иркутск» и чтобы он не уступал «Красной стреле» и «России» (лучшим фирменным поездам страны).
К делу подключился его земляк Мурат Баграев. Он управляет вагонным депо Иркутска-Пассажирского – базой нового состава.
Название поезда выбирали недолго. Конечно, это «Байкал». Сюда на берега гигантского озера потянутся сотни и тысячи туристов, в том числе иностранцев. Поезд будет визиткой не только области, не только ВСЖД, но и страны. Саламбеков вообще хотел, чтобы на табличках поезда было написано «Москва – Байкал», но почин не закрепился. Тем более Саламбеков в этом же году уехал на работу в Москву.
Голубой цвет становится фирменным (художник - К. Селинский), и журналисты лирически называют поезд «голубым экспрессом», ибо в то время такое название никаких иных ассоциаций не вызывает. В дальнейшем морскую тематику попытались развить в особый, кают-компанейский стиль интерьера вагонов.
Голубые вагоны с желтым ободком оснащают новыми поролоновыми диванами, люминесцентными лампами. В поезде – своя библиотека. Обслуживать пассажиров доверено бригаде коммунистического труда. Бригадир – Александр Поляков.
23 июля 1964 года «Байкал» - поезд номер девять - отправился в первый рейс от перрона иркутского вокзала. Традиция провожать под звуки «Прощания славянки» тогда же и зародилась.
В 2010 году «Байкал» стал курсировать по маршруту «Москва – Санкт Петербург», а в 2013 году и вовсе был отменён. Уход «Байкала» остался незамеченным. А когда-то его оформление экспонировалось на ВДНХ …
Знаете ли вы, что в 1964-м году….
… 5 января состоялись самые первые в истории иркутского ипподрома зимние скачки. Среди четырёхлеток победил жеребец по кличке «Горный поток», а среди рысаков - «Звездочет»;
… только за январь 1964 года выбросы золы в атмосферу Иркутска от печного отопления и котельных соcтавили около четырёх тысяч тонн. Таков плата за «деревянный Иркутск». Предельно допустимые концентрации золы были превышены в 40 раз;
… в Иркутске впервые появилось в продаже мороженое в вафельных стаканчиках. Его выпустил пущенный в строй после капремонта хладокомбинат;
… 3 февраля исполком горсовета запретил пешеходные похоронные процессии в Ленинском районе. Похороны стали мешать активному движению транспорта. Тем более, что у нас не принято обгонять процессии;
… осенью состоялось знакомство иркутян с поп-корном. Специальный аппарат для производства воздушной кукурузы (так называли тогда поп-корн) получил ресторан «Арктика»;
… 15 сентября гостиница «Центральная» переименована в «Сибирь»;
… открылось первое в Иркутске отделение анестезиологии на базе кабинета анестезиологии городской клинической больницы. Врач - Г. М. Абрамович.
… детская Малая Восточно-Сибирская железная дорога заменила ветхие деревянные вагончики новыми вагонами польского производства;
… исполком горсовета предпринял попытку увековечить имя писателя Исаака Гольдберга, присвоив его одной из библиотек Октябрьского района. Но облисполком отказал городу в этом. По мнению ряда историков, это было вызвано антисемитскими настроениями;
… в Иркутске была народная опера и 14 декабря на сцене драмтеатра она впервые сыграла оперу Даргомыжского «Русалка». В спектакле приняли участие: симфонический оркестр школы музыкантских воспитанников и музыкантов-пенсионеров, городской самодеятельный хор и танцевальная группа Дворца пионеров.
Шпиль на набережной….
Архитектор Виктор Шматков, главный архитектор Иркутска в 60-е, стал автором одного из самых неоднозначных памятников - так называемого «шпиля». Он был водружен на пустующий с 1920 г. мраморный постамент бывшего памятника Александру III. Композиция, венчающая выход главной улицы города к главной реке области, официально была названа «Памятником первопроходцам Сибири».
Закончили установку обелиска в октябре 1964 г. Сорок четыре года в тени деревьев Сада Парижской коммуны скучал царский постамент с чудом сохранившимся двуглавым орлом. Ликвидация сада и реконструкция набережной потребовали нового архитектурного решения для «недопамятника». Уже никто не скажет, что имел в виду Виктор Шматков. Возможно, шпиль должен был символизировать устремленность в космос, ведь, набережная-то – Бульвар Гагарина.
В контраст мрамору постамента шпиль выполнили полым из железобетонных конструкций. Вариант «побогаче» - из гранита - был отвергнут расчетами инженеров. Тяжелый шпиль неминуемо раздавил бы свое основание.
И люди, склонные к почвенничеству, и молодые повесы сошлись в иронии. Шпиль называли «мечтой импотента», «рашпилем» и «напильником». Но завзятые острословы не смоги помешать ему стать одним из визуальных символов Иркутска. Он неизменно попадал в подарочные наборы открыток, как это было с его царственным предшественником. Свято место, как говорится, пусто не бывает.
Шпиль, простоявший на бульваре Гагарина 39 лет, в 2003 году был демонтирован. Его накрыли специальным саркофагом и распилили газосваркой на три части. Целиком шпиль, весом 14 тонн и длиной 15 метров, убрать было невозможно.
Из альбома Харрисона Формана
Много еще чего интересного было в этом году. Но, как говорится, и так «многа букаф»…