Каждое время рождает свои планы, фантазии, мечты, проекты. Если внимательно присмотреться и вчитаться, то между мечтателями и проектантами годов 1930-х и 2010-х разница небольшая. Раз что сейчас больше внимания уделяется лозунгу «сделайте нам красиво».
Старые газетные вырезки
Теплоход «Байкал-Москва»
В 1939 году в Иркутске вышла книга П. Кассина «Иркутская область (Очерки)». Вот как представлял себе автор будущее земли Иркутской:
«Волей советского народа обреченный, заброшенный край превратился в цветущий, культурный, полный жизни и радости район великого Советского Союза, где невиданными темпами выросли промышленность и социалистическое сельское хозяйство. Каковы перспективы дальнейшего развития хозяйства области?
Если мысленно забежать вперед и заглянуть в будущее, то нам представится грандиозная панорама эпохи социализма-коммунизма, когда все природные богатства, дремлющие под землей, будут взяты и использованы для блага народа.
Еще 20 лет назад старый большевик Скворцов-Степанов, рисуя картину будущей электрификации Советской страны, писал о Сибири:
„Стальные буравы, приводимые в движение электричеством, пронижут рудные и угольные массивы, электрические лебедки поднимут глыбы из недр. Весь край прорежется стальными рельсами с паутиной электропередач, нависшей над ними. Повсюду побегут поезда., задымят домны. Сплошная электрифицированная сверхмагистраль пройдет через Азию в Европу“.
Постройка плотин на порогах Ангары и сооружение каналов между Енисеем, Обью и Волгой создадут сквозной водный путь в центр СССР. И на новой хорошо оборудованной пристани в Иркутске пассажиры будут садиться в двухэтажные пароходы, чтобы следовать по новому, увлекательному маршруту: Байкал—Москва.
Байкал—седой красавец Сибири, являясь крупнейшей научной базой Академии Наук, в то же время превратится в русскую Швейцарию, куда будут спешить туристы и экскурсанты, чтобы полюбоваться дикой и суровой красотой отвесных скал, спускающихся в озеро, пещер и гротов, бурных речек и водопадов.
Большой интерес вызовут культурные развлечения: катание на глиссерах по Байкалу, подъем на электричке на вершину Прибайкальских гор, катание на „американских горах“, которые будут проложены в настоящих горах, перелет на дирижабле через озеро, опускание на подводной лодке или в водолазном костюме (совершенно безопасное, как прыганье с парашютом с парашютной вышки) на дно озера на глубину в несколько десятков метров.
На побережье Байкала вырастет город туризма со всеми удобствами для приезжающих сюда отдыхать со всех концов СССР.
И столица Восточной Сибири—Иркутск, соединенная кольцом высоковольтной сети и цепью фабрик и заводов на западе с Черемхово и на востоке с Байкалом, будет неузнаваема.
Если Карл Риттер находил, что Иркутск был красивейшим городом: в Сибири в половине прошлого столетия, то что бы сказал он, увидав чудесный полукилометровый мост через Ангару, построенный по всем правилам самой передовой архитектуры?
Что бы он сказал, увидев гранитные набережные Ангары, раскинутые газоны сквера на всем побережье от протоки до гидропорта?
Улицы города покроются асфальтом, старые дома, доживающие столетие, будут заменены удобными, современными многоэтажными зданиями.
Линия троллейбусов и трамвайных рельс прорежет весь город, a на горе, на месте бывшего Иерусалимского кладбища, развернется грандиозный парк культуры и отдыха.
Специальный комфортабельный трамвай будет доставлять людей на гору, в парк культуры и отдыха.
Молодежь, поднимаясь на специальную вышку-площадку, будет любоваться столицей Восточной Сибири, городом высокой культуры, науки, передовой техники.
И увидит она по ту сторону Ангары устье реки Иркута и островок Дьячий, где триста лет назад первые русские казаки возвели среди лесной глуши Иркутское зимовье. От первобытной тайги и „лесных людей“ до высот коммунизма — вот исторический путь, пройденный народами Восточной Сибири».
Школа юных моряков в Иркутске
В заключение, несколько фотографий о том, как после войны в 1940-х работала секция (кружок), где юные иркутяне готовились к морским путешествиям. Если кто-то из читателей знает подробности о работе этой секции, пишите в комментариях или шлите мне почтовый адрес vsim1964@gmail.com