«Эта пропаганда в зомбоящике совсем уже задолбала. Смотрю какую-то передачу, а там, представляете, рассказывают, что в Европе в Средние века была жуткая антисанитария, а у нас „уже тогда“ были бани… Нашли, млин, чем гордиться! Там было искусство, первые книги, готика, а у нас? Бани… Вся российская история до Петра — это просто перечисление того, что мы заимствовали у запада. Да и после Петра-то не особенно лучше стало. Череда войн, междуусобиц; тысяча лет унылой тоски».
Это не Виктор Шендерович. И даже не Юлия Латынина. Ну, вы, наверное, это и по слогу поняли. Это обычная жительница Уфы. Предупреждая возможные спекулятивные предположения: она не башкирка. Насколько можно по фото судить. И по имени-фамилии.
Попытка полемики с ней и отсылки к тому, что книгопечатание у нас появилось, с точки зрения истории, практически в одно время с европейским, наткнулась на железобетонный аргумент: «ТАМ книги печатали. А у нас что? — Псалтырь да и только». О ту же логическую твердыню разбивались все доводы спорящих: там сочиняли музыку, а у нас какие-то народные напевы были; там была готика и вообще города росли, а мы кроме церквей ничего не строили, да и те не сами, а с помощью зарубежных мастеров. Да что говорить! даже Андрей Рублёв сам не сам — начинал-то как подмастерье у экспата из Византии. Русские, мол, поднаторели только в придворных интригах, шубохранилищах и унижении прав человека. Уже тогда.
Можно как угодно плохо относиться к текущей власти в России, но почему и зачем своё плохое самоощущение в стране проецировать на саму страну и ее историю? Это вопрос без ответа, потому что ответом на него стали очередные упреки в том, что пропаганда промыла мозги, «идите в баню и гордитесь».
Вообще, было бы желание — а выстроить логическую цепочку «всё фигня, кроме пчёл; да и пчёлы тоже фигня» несложно. Там был Шекспир «уже тогда», а у нас театр в муках рождался в 17 веке. Там был Бах «уже тогда», а у нас до 18 века играли всяких французских музыкантов да мазурки. Там был Рабле «уже тогда», а у нас Державин в 18 веке зачал русскую литературу, да и то в подражание классицизьму. Там были ван Эйки «уже тогда», а у нас…. что там про Рублёва-то?
Про экономику и производство вообще молчу: как вспомнишь, что Россия к концу 19 века все еще была экспортёром сельскохозяйственной продукции, а западные страны тем временем пережили Техническую Революцию и вовсю автомобили клепали…
Ощущение — вещь субъективная. Эмоция доводу не товарищ. И пару часов и десятков пламенных комментариев спустя я понял, что дискуссия совершенно бессмысленна. Если человек чувствует себя жителем помойки, то сложно его убедить, что у любой помойки есть границы, кроме помойки в голове. Желание утвердить диспозицию «страна дерьмо и людишки в ней стрёмные» и утвердиться в ней удивительно отдаёт мазохизмом. Даже если принять как данность, что этот тезис небезоснователен, — ну, делай что-нибудь. В конце концов, уезжай, если условия жизни тут для тебя лично невыносимы. Тут, правда, обычно применяется патетический довод «это моя страна, почему я должен отсюда уезжать?!» Ну, окей — тогда делай что-нибудь, чтобы твоя страна стала лучше. Есть же силы и время, чтобы обгадить её прошлое и настоящее — может, стоит найти им лучшее применение?
Да, настоящее у нее не безоблачно и далеко от идеала. Претензии есть даже у самых ярых патриотов. Некоторых, например, расстраивают перебои с импортом стейков (Лёша, привет!) У других нарекания масштабом покрупнее. Тем не менее, мне лично совершенно непонятно, почему отдельных россиян это вдохновляет на то, чтобы с нездоровым удовольствием заниматься отбором оттенков на палитре фекалий при живописании родной страны.
В сущности, утверждение поводов для гордости, как и предлогов для ненависти относительно своей страны — лишь 2 относительно лёгких способа нахождения самоидентичности. Ни один из которых не является обязательным.
Понятно, что ругать проще и порицать приятнее — это как-то возвышает.
Но что это, как не признак душевного нездоровья — жить в постоянном состоянии ненависти? Что это, как не проявление тяги к саморазрушению, проецируемой вовне?
Даже самое деструктивной существо на Земле, тунец, который в сутки убивает добычи до нескольких десятков раз больше, чем может съесть, — просто из любви к процессу, —не питает ненависти к океану.
С праздником!