Зима нам принесла не только странный ледяной городок на Сквере, самые теплые новогодние праздники за последнее время и традиционно неперевариваемую телепрограмму на все 10 выходных, но и открытие нескольких едальных заведений. Каждый раз, когда это происходит, я начинаю надеяться: ну, вот, новый толчок к тому, чтобы конкуренция и борьба за потребителя благ кухни и комфорта привела к улучшению этой самой кухни и увеличению степени этого самого комфорта. Что в Иркутске не будет ситуаций, когда в отзывах на нашем сайте можно прочитать «несвежее мясо», «заветрившие ролы», «высохший десерт». Потому что заведение, где будет больше одного такого отзыва и ни одного извинения со стороны администрации, обречено на банкротство — а зачем туда идти, если у нас вот, и вот, и вот — кафе и рестораны?…
Но это в мечтах. А пока что основная задача иркутянина — ни в коем случае не рекламировать хорошее заведение. Зашел в здоровское кафе? — держи адрес в тайне: иначе начнут ходить массово, а это в нашем городе всегда ведет к синдрому расслабленного персонала. Есть, конечно, исключения, но их я называть не стану: не сглазить бы. По логике законов рынка, из плохого места люди просто уйдут, и оно зачахнет, но у нас в Иркутске своя, некурская, аномалия: тут иные законы. Вернее, закон, и он гласит: уйдешь отсюда — а куда? вдруг там еще хуже? Поэтому мы ходим в одни и те же места по кругу, в тайной надежде, что теперь здесь нормально жарят эскалоп, тут не пересаливают ризотто, а там пирожные делаются на яйцах, а не яичном порошке.
Но ничего не меняется. Мы в праведной скорби пишем в блогах, твиттерах и прочих отхожих местах вариации на тему синонимов к слову «фекалии». И через день\неделю\месяц снова идем в туда же. Не в отхожие места, в смысле, а в едальные. Потому что — некуда больше.
Но надежда есть, покуда у иркутских бизнесменов есть деньги и определенная смелость для открытия новых кафе и ресторанов. Несмотря на то, что во всем мире такая политика ведет к росту конкуренции, а следовательно, к росту рисков. В том числе, риска прогореть — из-за неубранного туалета, традиционно несвежего салата и хамоватого бармена.
Правда, такое ощущение, что у нас эти риски во какой-то причине рестораторов совершенно не волнуют. То ли они что-то такое знают о сибирском характере, то ли я переоцениваю силу конкуренции. Или и то, и другое.
И можно без хлеба.