Поклонники теорий про правительственные заговоры могут закупать алюминиевые шапочки на всех домашних: Дмитрий Медведев подписал документ о выявлении в России одаренных детей, их сопровождении и мониторинге развития. Выявлением таких детей, по сообщению пресс-службы Правительства, будут заниматься федеральные и местные государственные органы, а также «общественные и другие организации».
У адептов конспирологии от такой формулировки должен незамедлительно случиться приступ паранойи. «Общественные и иные организации»… выявление и контроль за одарёнными детьми… дальше уже рисуются какие-то инкубаторы, подпольные лаборатории, мир Матрицы, вот это всё. «Отслеживание развития детей будет проводиться оператором с использованием данных из единой системы учета, запуск которой запланирован на конец 2016 года». Оператором? Системы учёта???…
Но если снять шапочку из фольги и немного подумать, остаются 2 вопроса. Один организационного, а второй — морально-этического характера.
Первый вопрос: те же олимпиады существуют и сейчас. Собственно, они и предназначены для выявления одарённых детей. Не знаю, как нынче, в эпоху ЕГЭ, но раньше победителям, кажется, областного этапа были преференции при поступлении в вузы. В общем, что изменится? просто будет создана еще одна государственно-бюрократическая структура для «учёта и контроля»?
Второй вопрос: а что делать неодарённым детям? И, кстати, можно ли будет их так официально называть? Ну, теоретически, это же логично: раз государство тебя не привечает, не взяло на карандаш, не приставило к тебе инспектора головного мозга — значит оно автоматически относит тебя к разряду детей без таланта. Наверное, учителям позволят говорить, заходя в класс: «Привет, бездарные…» Потому что одно дело — когда это разделение происходит, грубо говоря, естественным путём. А другое — когда государство начинает ранжировать своих молодых граждан. Те, что поумнее, мы за ними смотрим. А глупым… глупые сами пускай. Как хотят.
Индия кастовость официально отменила, а у нас, похоже, те же касты, только в профиль?
Не знаю, как вам, но мне лично думается, что куда как лучше было бы, если б государство у нас не в очередной раз озаботилось контролем и учётом, а просто дало возможности детям развивать то, что им даётся. Кто-то интегралы щёлкает как «семечки от Фенечки», а кто-то с паяльником виртуозно обращается. Каждому своё. И чем больше будет… было бы кружков и секций — тем проще определиться хотя бы с тем, что тебе точно не нравится.
Сталкиваясь с тем, как государственная машина функционирует в других сферах общественной жизни и видя, как стремительно забюрократизировалось образование, где цифры в отчётах стали гораздо важнее отметок в классных журналах, невольно думаешь, что чем так — лучше никак.
Чем помочь детям? — Просто не мешайте им.