В предыдущем посте я обещала подробно остановиться на вопросе активной эксплуатации еды миром моды и искусства. Скажу сразу, чтобы потом не было противоречий - я против этого тренда (а это уже именно тренд, а не его зачаток). Уступку сладким инсталляциям мой внутренний цензор сделал по причине их низких моральной ценности (если таковое может присутствовать у продуктов питания) и гастрономической полезности. Сегодня речь пойдет о других продуктах.
На мой взгляд, в обращении сегодняшних творцов к продуктам питания нет ничего удивительного. Публика требует хлеба и зрелищ - особенно та публика, на которую, в первую очередь, и ориентировано современное искусство, пресыщенная, скучающая, требующая всего нового и нового. От этого и стали рождаться приступы бытовой апроприации - украшения в виде кофейных чашек, клетчатые сумки LV, объекты типа «туалет не работает» и платья из булок хлеба…
Одним из первых свою страсть к съедобным изделиям проявил в 2004 году Жан-Поль Готье, организовав выставку коллекции Pain Couture - «хлебная мода». Для создания одежды был использован не только свежее тесто, но и корзины и охапки багетов. Идея создать костюмы из хлеба пришла к нему из детских воспоминаний: мальчиком Готье любил ходить в пекарню и мечтал, что когда-нибудь сам будет стоять за прилавком. «Шить одежду и печь хлеб - между двумя этими занятиями много общего» - слова самого мастера.
И дальше понеслось. В январе 2009 года группа из 15 дизайнеров во главе с Эми Гудхарт создала коллекцию из еды; затем корейская художница Yeonju Sung создала коллекцию «Wearable Foods». Мне нравятся исключительно фасоны одежды, и при всей моей любви к помидорам, на платье из них я без слёз смотреть не могу.
Потом китайская художница замахнулась кухонным ножом на картины классиков - у меня случился серьезный приступ идиосинкразии от взгляда на то, что Ju Duoqi сделала с моим любимым Шагалом.
Модные фотографы не остались в стороне. Самый известный проект - food landscapes (пищевые ландшафты) Карла Уорнера. Да, не спорю, они выполнены безупречно, тщательно, взвешены все самые маленькие детали - но количество переведенной на них еды повергает в уныние.
Напрямую с миром моды еду увязал только шведский рекламный фотограф Линус Моралес - он сделал серию «вкусных» снапшотов, на которых логотипы самых крупных представителей фэшн-индустрии (Chanel, Louis Vuitton, Fendi, Gucci) выполнены из дешёвых продуктов питания, которые можно найти в холодильники самого бедного жителя: тостов, колбасы, рыбных палочек и ветчины.
Бездумное, на потеху страждущим зрителям использование еды заставляет задуматься.
Неужели еда, одна из базовых потребностей, стала таким же символом потребления, как одежда?
Почему отсутствует мораль, которая бы напоминала, что в Эквадоре семья тратит на еду чуть больше 30 долларов в неделю (посмотрите проект Петера Менцеля - http://www.time.com/time/photogallery/0,29307,1626519_1373664,00.html , там есть разные страны, очень занимательно) , когда на пару часов food-съемки нужно гораздо больше?
Не превращаются ли абсолютно все продукты питания в моральный fast-food, не несущий никакой ценности для потребителя?
По мне, это довольно грустная тенденция, наглядно свидетельствующая о том, что понятие ценности благополучно стирается из голов населения Земли - того, которое заявляет себя «жителями развитых стран». Все-таки «я хочу обедать в столовой» - другими словам, еда должна использоваться по прямому назначению, а не становиться экспонатом выставок.