Сегодня на моей улице – праздник. И поэтому я позволю себе маленькую вольность, напишу о том, что стало моей жизнью, сформировало меня, как профессионала и как личность.
Я оказалась в школе, благодаря Райспер Тамаре Дмитриевне. Моему сыну нужно было идти в школу, и школа 19 была в то время лучшей школой Свердловского района, если не всего города. Вот я и пришла скромно к Тамаре Дмитриевне и сказала, что хочу, чтобы сын мой учился в ее школе, что обязуюсь в течение года поменять квартиру на Академгородок (в то время нельзя было брать детей не по району). А она мне в ответ: возьму и сына вашего, и дочери дадим место в лучшем садике Академгородка (об этом я и мечтать не могла!), но вы придете в школу вместе с сыном.
Так и пошли вместе, он – в первый класс, я – в пятый. Когда стала заполнять журнал, мне стало плохо, родители моих учеников - кто кандидат, кто доктор наук, у многих есть старшие, уже совсем большие дети. Перед первым родительским собранием была близка к обмороку. Что я скажу им? Я, молодая мама, чей опыт общения с детьми ограничивался своими собственными и их друзьями (я работала до того со студентами). И с самой первой минуты общения я почувствовала такую поддержку, такое уважение, что не ценить их было просто нельзя. Чем я могла ответить им на их самый ценный кредит, кредит доверия? - Быть хорошим учителем их детей. И я старалась. Очень старалась. И каждую минуту я знала, что у меня есть самый мощный тыл – родители моих учеников. Благодаря этому тылу, я имела то ли смелость, то ли наглость учить по учебникам, по которым тогда никто не учил, сама придумывала программы, была второй в городе, кто стал работать с маленькими детьми. И доработалась до учителя-экспериментатора (правда, когда Областной Совет распустили, и название это красивое закончило свое существование).
Был забавный случай. Сменился директор, новый оказался противником новаторства, был далек от позитива в отношении ко мне. Дети рассказали об этом родителям, пять отцов моих учеников пришли к директору, вся школа замерла тогда на долгий час, пока они беседовали. Многие спорили, уволят меня после этого или нет. Не уволили. А директор тот с тех пор и по сей день – олицетворение галантности и любезности.
Я никогда ничего не просила у родителей. Я просто как-то сказала на собрании, что учить иностранному языку, не имея возможности слушать речь носителей языка – абсурд. На следующее утро 8 человек принесли по магнитофону. Конечно, я приняла один в кабинет, а другие пыталась вернуть с благодарностью, но родители оставили их школе.
И еще забавный момент. Веду урок, тук-тук. Открываю двери, стоит и улыбается незнакомый мужчина. Говорит, что они переехали из Москвы, и он хочет, чтобы его сын учился у меня. Я открываю двери и показываю, что дети сидят по три человека за партой, садить еще кого-то просто некуда. Мужчина ушел, через полчаса опять тук-тук. Открываю двери, заходит тот мужчина, заносит в кабинет стол и стул, а следом заходит его сын.
Я ушла из школы 19 не по своему желанию. После программы Областного Совета обучения в Китае, меня перевели приказом по районо в Дом детского творчества поднимать китайский язык на уровне кружка и клуба интернациональной дружбы. Через год я все-таки вырвалась в свою стихию, но уже в экспериментальную школу 44. И это был расцвет и школы, и мой. Чудо-дети, прекрасные родители, творческий коллектив. Каменяр Ирина Николаевна, наша зав.кафедрой, профессионал, дающий нам возможность свободного полета. Она закрывала нас собой от всех проверок и неприятностей, давала возможность «бежать впереди паровоза». И наши детки доказывали ее правоту результатами, победами на олимпиадах и конкурсах. И снова я работала в одной связке с родителями. На мое «А давайте…», родители всегда отвечали «Давайте!» Они целиком и полностью доверяли мне своих детей, и я не имела права обмануть их доверие. Они за свой счет летали в Москву за учебниками, которых здесь просто не было, из всех поездок привозили чудо-учебные пособия, которые здесь и не видели, они активно участвовали во всех наших делах – и их дети (без репетиторов!) побеждали в международных конкурсах, сдавали экзамен в ин.яз на 50 баллов из 50 возможных. А как-то раз одна мама позвонила и сказала, что я только что сохранила для их семьи 60 000 р., так как их дочь, выпускницу математического класса, взяли в ин.яз. на заочное отделение сразу на 3 курс.
Были и родители, с которыми я не общалась. Это были родители детей класса выравнивая. Детей с нарушениями психики. Я не могла сказать откровенно, что захожу на урок, как в клетку с тиграми. А что можно сказать в такой ситуации родителям, я не знала. И как-то раз я не выдержала, пошла к директору в слезах, сказала, что больше не могу, что становлюсь истеричкой, что срываюсь на своих детях. Написала заявление, что отказываюсь от класса. Выхожу из школы, ко мне подходит незнакомая женщина, молча обнимает меня, кланяется мне – и уходит. И вот так молча она не только оставила меня в том классе, но и, наверное, спасла все тех детей, чьи родители приходили ко мне со словами «Директор сказала, что вы – единственный человек, кто может нам помочь. Если вы сейчас откажетесь, не возьмете нас в ваш класс, нас выгонят из школы». И я говорила «да», и все бандиты стали очень милыми, успешными людьми. А некоторые стали и гордостью тех университетов, в которых потом учились.
Учитель без поддержки родителей – ничто. Поддержка родителей дает крылья, а учитель не может свободно, красиво лететь один, он берет с собой детей, учит их летать. Без них, без родителей моих учеников, без моего надежного тыла, не было бы в моей жизни ощущения свободного творчества, не было бы всего того, чем на самом деле можно и гордиться.
Сейчас принято ругать учителей. А была в моей жизни и директор, которая на все жалобы родителей на учителя отвечала одной и той же же фразой «У вас есть высшее педагогическое образование? А у моего учителя есть». (Потом, наедине с учителем она могла резко, но справедливо сказать все, что думает по поводу жалобы, отругать, отчитать, но наедине).
И когда в следующий раз кому-то захочется поругать учителя, можно подумать, например, о том, что учитель, как и детский врач, несет домой своим детям все виды вирусов и инфекций, которые сейчас свозятся со всего мира в школу. Или о том, что читая книжку своим детям, или играя со своими детьми, учитель думает о ваших детях. Никогда мама-учитель не принадлежит своим детям так, как принадлежите вы. Учительские дети вынуждены делить своих мам с очень большим количеством конкурентов.
И если человек пришел в школу, значит, ему это дано. И просто учитель становится Учителем только тогда, когда у него есть надежный тыл, родители его учеников.
С праздником, мои коллеги! Удачи вам, сил и терпения, преданности школе, творческих и умных учеников и поддержки их родителей!