Пожалуй, одной из самых острых проблем нашего города является транспортная проблема. Про нерациональность маршрутов, чадящие автобусы, невозможность добраться до удаленных районов в вечернее время сказано немало.
Количество транспорта в нашей стране (не в последнюю очередь благодаря автокредитованию, а через это и росту рынка продаж автомобилей) неуклонно растет, по некоторым данным каждый второй житель Иркутской области является автовладельцем. Прирост числа автомобилей в Иркутске составляет почти 10 тысяч единиц в год . При этом транспортная инфраструктура не то что не поспевает за этим ростом, а наоборот зачастую деградирует.
Но и не на это хотелось бы обратить внимание. У меня создается впечатление, что поведение людей на наших дорогах с каждым годом становится все более безобразным. Для людей, приехавших из-за рубежа, движение по нашим улицам представляется абсолютно хаотичным.
Не знаю что конкретно является первопричиной сложившейся ситуации — недостаточная подготовка водителей в автошколах, коррупционные схемы при получении водительских удостоверений или общая низкая культура. Но факт остается фактом — на дорогах города и страны безопасно чувствовать себя очень трудно.
Стоит вспомнить ряд резонансных ДТП, произошедших за последние годы:
• нашумевшее дтп в Иркутске, произошедшее на ул. Ленина 2 декабря 2009 года, в котором одна из пострадавших погибла, вторая осталась инвалидом;
• дтп в Москве, когда пьяный водитель на Toyota Crown сбивает насмерть 7 человек, стоящих на остановке, большинство из которых дети;
• недавнее дтп в Листвянке, в результате которого погибло 3 человека.
В двух последних ДТП виновники находились в состоянии алкогольного опьянения, а в последнем случае виновница с 2011 года ездила без прав. Следствие по этому делу еще продолжается.
Никогда не поддерживал введение нулевого промилле для водителей, на эту тему сломано немало копий. Однако, я не понимал и, видимо, не пойму людей садящихся за руль практически в невменяемом состоянии.
Предчувствую множество историй о друзьях и знакомых, которые могли сесть за руль в любом состоянии и доехать до пункта назначения без последствий для себя, автомобиля и окружающих. Но нужно четко понимать, что автомобиль – средство повышенной опасности, а в состоянии опьянения эта опасность возрастает на несколько порядков, каким бы профессиональным водитель не был.
Виной такому поведению является полнейшая безответственность за себя и окружающих. Я часто выступаю в роли как пешехода, так и водителя. И каждый раз удивляюсь поведению и первых, и вторых.
У пешеходов, безусловно, есть меньше поводов для удивления, но и они порой вытворяют немыслимые вещи. Например, перебегая Байкальскую при плотном потоке машин (даже при наличии подземных переходов), несясь (зачастую с детьми) на красный свет и кляня водителей, хотя те едут на свой зеленый, или долго обдумывать свои действия на нерегулируемом пешеходном переходе, когда уже все машины остановились и ждут.
С водителями ситуация куда интереснее. Про пьяных за рулем уже сказано, но и без этого «чудных» ситуаций хватает. По прошествии 10 лет, за которые у меня есть водительское удостоверение, убедился в следующем – наши водители напрочь игнорируют ряд знаков, в частности, это знаки «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена» , «Обгон запрещен» , разметка тоже роли не играет, будь то сплошная, двойная сплошная или стоп-линия.
Парковка – пожалуй, одна из наболевших автомобильных тем. Нашему городу в этом плане не повезло вдвойне – город старый, под большое количество автомобилей неприспособленный. Парковка в центре города – аттракцион не для слабонервных, улочки узкие, кругом знаки, запрещающие эту самую парковку, а еще и эвакуаторы с «парконами» не дремлют. Некуда «бедному» автомобилисту деваться.
Но часто эти самые автомобилисты, владея порой не самыми дешевыми авто жалеют 30-50 рублей за платную парковку или пройти лишние 50 метров. Как же – я ведь не машине, я должен подъехать к самому входу! Поэтому у нас заторы и пробки, особенно это касается центра города.
Самое ужасное в сложившейся ситуации это то, что мы начинаем привыкать к такого рода вещам. В этом случае люди перестают осознавать, на какие серьезные нарушения они идут. Ниже представлен видеоклип с двумя случаями поездок по односторонним улицам, снятыми в течение 10-15 минут.
Откуда же у нас возьмется культура поведения на дорогах, если и сами стражи правопорядка позволяют себе нарушать ПДД. В первом случае мой «любимый» перекресток ул. Карла Либкнехта и 1-й Советской, где движение по стрелкам и разметка мало кого интересует. Во втором случае опять же вопрос парковки. Если руководство ГИБДД заинтересуется, сообщаю – все видео есть в наличии в высоком разрешении и везде дата и время стоят верные.
Есть замечательное выражение «хочешь изменить мир – начни с себя», так вот давайте все мы (и пешеходы, и водители) будем относиться уважительнее друг к другу, соблюдать правила, ведь они писаны кровью и, к сожалению, не единожды.
Понимаю, что подобные предложения относятся к разряду «гласа вопиющего в пустыне», хочу предложить к обсуждению другую идею. Создать новый или раздел существующего популярного интернет-ресурса, где можно было выкладывать нарушения ПДД, прилагая фото и видеоматериалы, которые могли бы автоматически отправляться в ГИБДД (что-то подобное РосЯма и иже с ними).
Но не стоит ограничиваться нарушениями одних лишь автомобилистов, определенно стоит выкладывать и нарушения со стороны правоохранительных органов и прочих служб. Помимо этого подобный ресурс мог бы стать площадкой для обсуждения существующей дорожной инфраструктуры, возможностях ее модернизации и изменений. Обеспечив обратную связь с властью и правоохранительными органами, мы сможем сдвинуть дело с мертвой точки.