Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Образ не может жить без тех, кто его воображает»

2510 просмотров

Мы регулярно ощущаем, что некоторая часть нашей жизни – это любимые фантомы. У одних – почти всё, у других – почти ничего. Каждый прагматик однажды обмирает, поняв, что не избежал иллюзий.

Александр Мотелевич Мелихов, петербургский писатель, кандидат физико-математических наук, давно посвятил себя литературе, написав более десятка крупных вещей. Среди них: «Роман с простатитом», «Нам целый мир чужбина», «Интернационал дураков», «Тень отца», «Любовь к отеческим гробам». Кроме того, он заместитель главного редактора журнала «Нева», публикующего серьезные произведения современных авторов. Выступает в печати как публицист.

"В последние годы А. Мелихов развивает концепцию «человека фантазирующего», рассматривая историю человечества как историю зарождения, борьбы и распада коллективных грез. Система взглядов удивительно стройна. Выглядит тезаурус, то есть набор важнейших понятий и схема основных взаимосвязей в мелиховском мире, следующим образом. Мир разделен на реальность и мечту (грезу, сказку, химеру). Реальность без грезы отвратительна. Греза дает силы для жизни и уничтожает страх смерти… Грезы-сказки многообразны, но отличаются прежде всего количеством людей, ими охваченных. Одна из величайших, существующая для двоих, именуется любовью. Далее идут родовые, классовые, общенациональные грезы и химеры… Человека отличает от животного не умение пользоваться орудиями труда, а умение относиться к плодам своей фантазии (фантомам, грезам, идеалам), как к реальным предметам и даже гораздо более серьёзно: «Только человек способен жертвовать во имя того, чего нет, что существует лишь в его воображении».

Я прочитала роман Мелихова «Любовь к отеческим гробам». Главный герой романа как бы складывается из внутреннего ядра, настоящего его «я» и многих наслоений – условностей, фантазий. С другими людьми он взаимодействует этими внешними слоями, подыгрывая коллективным устоям, а его суть саркастически наблюдает за его собственным поведением и поведением других людей, в основном, родственников. Препарирует их, видит насквозь, понимая, что он неразрывно связан с ними рыхлой внешней частью. "Мелиховские сюжеты плетутся, как сеть, а вся композиция их стянута к действующему, вспоминающему и думающему «я». Первый его объект – это теща, Бабушка Феня.

«Бабушка Феня оставалась добродетельной исключительно из любви к добродетели – никакой пользы от нее она не ждала. „Видите, что с нами люди делають?“ – горестно вопрошала она, изредка задумываясь, какие выгоды ее семейству принесли честность и щедрость. Но в патетическую минуту – при виде очередного свинства – она могла вновь страстно провозгласить: „Надо жить, чтоб тебе люди не проклинали!“ „Люди“ – в ее устах это было суровое слово, обычно она называла их „людюшки“. Временами меня утомляло ее непреходящее умиление по всем поводам. Брат приехал пилить со мной дрова – „братчик родненький приехал!“ Еду навестить мать – „к мамочке родненькой поехал!“
Садимся обедать без водки – „ни граммуточки не выпили“. Ее вечные „картошечка“, „капуска“, „мяско“ иногда приводили мне на память Иудушку Головлева. Но она действительно питала нежность ко всему полезному – и не ради приносимой им пользы, а ради того умиления, которое рождалось в ней созерцанием всего, что шло как должно. Всего, что отзывалось идеалом… Больше всего она любила благолепие – „людюшки“ дружно сидят за столом или дружно работают „вместечки“, коровы хрупают сеном и умиротворенно отдают молоко, собаки ластятся к хозяевам и ярятся на чужих (но только на цепи), младенцы взахлеб глотают молочко, земля напитывает сытностью картошечку… Довольно долго эта каратаевщина меня тоже умиляла, но когда мне пришлось „вместечки“ с Бабушкой Феней принимать какие-то решения и проводить их в жизнь, я обнаружил, что она в любой момент готова пожертвовать истиной и целесообразностью ради сиюминутного переживания мировой гармонии. М-гармонии. В любом планировании она видела душевную черствость, граничащую с низостью, а то и с жестокостью. Все должно делаться само собой, как сама собой наливается соком клюква на болоте…»

Жена Катька, «как и Бабушка Феня, тоже одушевляет все живые и мертвые стихии и входит с ними в глубоко личные отношения и даже после самых жестоких размолвок с ними в конце концов находит какие-то оправдания всем, кроме Сталина, Гитлера и Зюганова. „Рожа масленая!“ – гневно бросает она телевизору… Катька ищет компромисса между своим реалистическим рассудком и утопической душой в беспрерывных пожертвованиях – на рождения и похороны, на вдов и сирот (на храмы никогда), – но при этом постоянно саркастически проходится и по рыданиям о всеобщей бедности, да и по самим беднякам: у бастующих шахтеров спины жирные, тетки, перекрывающие уличное движение, все в шубах, на работу на два часа в день никак не найти уборщицу… Когда моя еврейская душа не позволяет выбросить поношенное пальто – „отдай лучше бедным“, – она растерянно разводит руками: „Бедные все толстые“. У Катьки практически нет недостатков – одни избытки. Впрочем, и всякое зло есть передозировка какого-то добра».

Имелся еще брат жены Леша, пьющий, почти не работающий. Его заведено было жалеть. Когда наш герой был «лопухом», он благородно «помогал» Леше. За его терпение и помощь близкие отблагодарили: «Я был готов понимать и понимать, хотя в глубине души все-таки подло надеялся, что рано или поздно мое великодушие тоже не останется незамеченным. Поэтому я был, можно сказать, ранен в самое сердце, когда услышал от Бабушки Фени, что мне „хочь на голову клади“. Бесспорное великодушие бывает только у сильных – великодушие слабого неотличимо от стремления отдать раньше, чем отнимут, а я уже начал из двух равноправных версий всегда выбирать наименее выгодную: если я неотличим от труса и слюнтяя, значит, я и есть трус и слюнтяй».

После этого поменялся герой: приветливую озабоченность поменял любезную непроницаемость – «как писец китайского императора».

«Меня-то почти ничего уже не волнует, поэтому я все чаще совершаю разного рода бытовые оплошности. Идиотик мой, умильно сокрушается Катька: угасание моего интереса к реальности представляется ей нарастанием гениальности».

Свое отношение к национальному вопросу герой обыгрывает и подчеркивает через бесподобное описание своего отца. «Для его же собственной пользы надо было освободить русский народ от всяких опасных иллюзий – и прежде всего от завышенного мнения о самом себе: отец с такой скрупулезностью и простодушием собирал все скверное о русском народе, что в конце концов я начал на полном серьезе подозревать, что евреи действительно враги России, – это я, который всегда брезговал любыми обобщениями: „русские“, „евреи“, – как будто они действуют по единой программе!»

Погостив в Израиле, он изумился абсолютным непониманием России вторым поколением русских евреев и смирением первых эмигрантов. «Неужели евреи и впрямь устали быть великим народом с дивной и страшной судьбой, народом, чьи отпрыски по всему цивилизованному миру в первых рядах вечно устремляются за каждым новым фантомом и вечно расплачиваются за каждое новое разочарование, и теперь наконец решили „просто жить“? Но я не верю, что человек способен „просто жить“ – чего же Марианне не жилось в России? Там ей жизнь была не в жизнь без романской литературы, а здесь, оказалось, вполне можно жить и воспитательницей в каком-то жутком интернате для маленьких уродцев – у одного нет кишечника, у другой половины мозга…»

И «Россия вдруг представилась мне огромной растрепанной скирдой, покинутой в темном поле, – ее разносит ветер, растаскивает и топчет бродячий скот, и никому-то, кажется, она не дорога, кроме дураков и сволочей… И я понял, что никогда не смогу его покинуть, этот несчастный, растрепанный, исчезающий призрак: каждый из нас с легкостью обойдется без России – беда в том, что ей без нас не обойтись. Образ не может жить без тех, кто его воображает». Прекрасный, кстати, роман. Такие живые персонажи, столько разных эмоций вызывают. Может, вы поймете: на чем стоит соединенность таких несовместимых людей, как наш герой и все остальные?

Это интересно

URL: http://www.irk.ru/news/blogs/Molchanovka/905/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля