«Как ни печально это признавать, но туарегам незачем продолжать свое существование в разгар двадцатого века, так же, как и амазонским индейцам или американским краснокожим. Вы представляете себе, чтобы индейцы сиу носились по прериям Среднего Запада, преследуя стада бизонов, среди нефтяных вышек и атомных станций? Существуют такие формы жизни, которые выполнили свое историческое предназначение и обречены на вымирание. Хотим мы или нет, это происходит и с нашими кочевниками. Им остается либо адаптироваться, либо исчезнуть… Нас ослепили амбиции, и мы желали все больше и больше территории, даже зная, что не справимся с ее управлением. Отсюда и наша политика: если мы не добьемся того, чтобы бедуины приспособились к нашему укладу, значит, мы должны сжить их со свету. Что бы мы стали делать, если бы французы попытались нас извести много лет назад, потому что мы не приспособились к их образу жизни?».
Такой вывод делает политик, один из героев книги испанца Васкеса-Фигероа «Туарег». Книга чрезвычайно интересная, экзотическая, философская. Сюжет практически детективный. Альберто Васкес-Фигероа Риал — испанский писатель, журналист и изобретатель, чьи романы были проданы по всему миру тиражом более 25 миллионов копий. Также им разработана установка и способ опреснения морской воды. Родился он в 1936 году в Санта-Крус-де-Тенерифе, Канарские острова. Когда ему не исполнилось ещё и года, из-за начавшейся Гражданской войны, вся семья была вынуждена бежать в Африку, где он и провёл всё своё детство.
О чем же эта увлекательная книга? Жил в пустыне Сахаре туарег Гасель Сайях. Туареги - древний народ, родственный берберам. Арабское слово «туарег» означает «отвергнутые», но сами кочевники называют себя «имохаг», то есть «свободные». Туареги не признают никаких государственных границ и никаких законов, кроме законов своего племени. Они мусульмане, однако у них сохранились остатки языческих верований и даже матриархата.
«Он был имохагом, который родился и вырос в уединении огромных пустых пространств, и, как он ни пытался, у него в голове не укладывалась мысль о добровольном желании людей сбиваться в стадо, к которому, судя по всему, проявляли склонность мужчины и женщины других племен. Гасель с удовольствием принимал гостей и любил, когда все собирались вокруг очага, чтобы рассказывать старые истории и обсуждать мелкие происшествия повседневной жизни. Но затем, когда огонь прогорал и черный верблюд, привозивший на своем хребте сон, неслышно и невидимо пересекал лагерь, каждый удалялся в свой отдельно стоявший шатер — жить своей жизнью, глубоко дышать, наслаждаться тишиной.
В Сахаре у каждого человека есть время, покой и обстановка, необходимые для того, чтобы найти самого себя, смотреть вдаль или внутрь себя, изучать окружающую природу и размышлять обо всем, что узнаешь из священных книг. А там, в городах, селениях и даже в крошечных берберских деревушках, нет ни покоя, ни времени, ни пространства. Там можно ошалеть от шума и чужих проблем, голосов и ссор посторонних людей. Создается впечатление, будто то, что происходит с другими, гораздо важнее того, что может происходить с тобой.
— Что находится по другую сторону пустыни? — спросила Лейла после долгого молчания. — Я никогда не была дальше гор Хуэйлы. — Люди, — прозвучало в ответ. — Много людей. — Гасель задумался, вспоминая, что он видел в Эль-Акаб и северных оазисах, и неодобрительно покачал головой. — Им нравится сбиваться в кучу на небольшом пространстве или в тесных и вонючих домах. Они кричат и шумят без причины, воруя и обманывая друг друга. Они — словно скот, который может жить только в стаде».
Понятно, что в песках, на бескрайних безжизненных плоскогорьях или среди бесконечных россыпей каменистой пустыни, закон гостеприимства должен оставаться священным, ибо в противном случае ни один путник не рискнет пересечь пустыню.
К Гаселю, в его поселение, приходят два измученных человека. Он гостеприимно оказывает им помощь. Следом за ними приходят военные с проводником. Одного убивают, другого, старика, забирают с собой. Это оскорбление имохагу, нарушение священного закона. Он идет мстить. Он убивает, как сейчас говорят, «исполнителей», но упорно ищет «заказчика». В своем упорном стремлении найти главного виновного он убивает, исчезает, неожиданно появляется в другом месте, снова убивает. Для него это – священная миссия. В результате он стреляет в своего похищенного гостя, который оказался президентом республики, ранее скрывавшимся от восставшей оппозиции. Гасель не понимает, что такое республика, что такое их свобода - свобода войти в дом, убить одного гостя и увести другого. Почему его жизнь, жизнь его родителей и его предков, обитавших здесь две тысячи лет назад, теперь преступна?
«Гасель выстрелил три раза, понял, что вторая пуля попала президенту в сердце, взглянул ему в лицо, чтобы убедиться в том, что он его убил, и от изумления застыл, словно громом пораженный. Раздалась автоматная очередь, и Гасель Сайях, имохар, больше известный по прозвищу Охотник, замертво упал навзничь – с замешательством, написанном на его лице. Автомобиль резко ускорил ход, завыли сирены, расчищая дорогу к ближайшему госпиталю, в тщетной попытке спасти жизнь президента Абдуля эль-Кебира в знаменательный день его триумфального возвращения к власти».
«Книга заставляет читателя задерживать дыхание от восторга, приклеивает его намертво к сюжету, захватывает в тиски, ибо по-другому реагировать просто невозможно, когда на страницах книги сталкиваешься с обладателем настоящей выдержки, храбрости, преданности древнейшим традициям, неподдельным мужским духом. Погружаясь в содержимое, пускаясь вместе с героем в переход через пустыню смерти, понимаешь насколько ничтожны все достижения современного человечества по сравнению с этой схваткой…».
«Произведение очень понравилось своей насыщенностью, колоритом, я не могла поверить, что автор - испанец, можно подумать, что он жил там, что ел саранчу, дышал в солончаках жарким воздухом, а ночью дрог от нестерпимого холода… Главный герой защищает обычаи своего рода и это приводит к безумному финалу».
«Люблю литературу о восточных странах. В ней что-то таинственное и недоступное моему пониманию…»
Другие книги писателя: «Океан», «Айза», «Бора-Бора», «Игуана», «Марадентро», может быть, не совершенны, перенасыщены экзотикой и страстями, но ведь интересны! Хочется кому-нибудь приключений, пустынь, океана, штормов, загадочных героев? Читайте Васкеса-Фигероа.