Я выбрала из новых поступлений сборник Александра Снегирева «Чувство вины». Начала листать и прочитала, не пропуская ни строчки и часто возвращаясь. Манера письма и непредсказуемость сюжета занимала. Ничего нового, собственно, но хочется читать. Живо, смешно, серьезно, грустно. Его классифицируют как «экспрессиониста».
Взяла, для примера, историю «Как бы огонь». Встретились бывшие одноклассники. Точнее один одноклассник и две одноклассницы.
«Сидим, короче, любовный треугольник. Подростком я слезами обливался, страдая по первой красавице нашего класса, письма писал и не отправлял, а страхолюдина по мне сохла, а я над ней издевался всячески. И было над чем. Да и сейчас есть. Мой сосед по парте, назовем его товарищ Сталин, ее уткой называл. А у нее уже второй муж, между прочим, и детей не сосчитать. И теперь эта утка хлещет мартини, наверное, чтоб сексуальнее стать, и на меня поглядывает. Наращенные ногти, замужество и коктейль придают женщине уверенности. Красавица и сейчас, пятнадцать лет спустя, ничего. Высокая, губастая, фигура, волосы, голос, бриллиантики в ушах. Глаза, как склянки, извините за выражение, с коньяком семилетним…»
Очень непритязательный текст, но, неожиданно качественно, раскроется личностная драма. Что получилось из этой встречи? Для героя, в какой-то степени, катарсис.
Формат, безусловно, молодежный. В книге «Тщеславие» Снегирев сам о себе говорит через одного из героев: «Ты, конечно, прикольно пишешь, но это ненадолго. Скоро молодость закончится, и надо будет что-то придумывать. И не для нашей Раши, а для всего цивилизованного мира…»
История «Внутренний враг» – другой уровень мироощущения. Главного героя находит умирающий дед, бывший капитан Народного комиссариата внутренних дел, участвовавший в сталинских репрессиях. В свое время он разлучил его мать с отцом из-за отношения к вождю. В эмоциональном порыве Миша хочет убить его.
«Пробудившаяся в кабинете нотариуса ненависть, ослабленная недавней нежностью, распрямилась, стала толкаться, стучать ножками, требуя выхода. В сердце ожили все невинно замученные, раздавленные, изничтоженные, втоптанные в пресловутую землю Колымы, какой бы каменистой она ни была. Они орали, колотили мисками, скреблись корявыми пальцами, требуя возмездия.
Дед открыл глаза. И скосился на Мишу. Головы не повернул, а скосился. Зрачки в углы глаз скатил. Это произошло так неожиданно, скошенные глаза вцепились так крепко, что спину Мишину обдало ледяным снежком, затылок когти стянули. Нестерпимый ужас наполнил сердце. Миша не мог отвести своих глаз от глаз деда. Дед впервые с их встречи смотрел прямо в Мишу, глаза в глаза. Стоя перед этой человеческой развалюхой, перед ненавистным зловонным куском дряблой плоти, Миша чувствовал бессилие. Ладони, сжимающие топорище, взмокли. В глазах деда была власть, неподчинение. Презрение к Мише, к себе, к жизни и смерти. Презрение к Мишиной мечте убить его. Презрение к Мишиной нерешительности. И не оттого сила, что мускулы, не оттого власть, что полномочия, а от неверия и безразличия. Для деда Миша был сразу всеми очкариками, всеми умниками – троцкистами, вредителями-интеллигентиками, которых он, Степан Васильевич, так легко сжигал своим светом».
Вот самые авторитетные из отзывов:
- Как тут не посмеяться над теми, кто кричал, что роман помер! Нина Савченкова, Большое жюри «Национального бестселлера».
- … «легкий» роман, сработанный по лекалам массовой литературы… «Эхо Москвы».
- Это просто стыд! Михаил Визель, vieles.livejournal.com.
- Роман сильный. Очень сильный. Павел Крусанов.
- …достоинств никаких. Я бы даже опустил его до уровня книг Донцовой. Валерий Энговатов. Мой мир@ mail.ru.
- Прочесть можно за два часа! «Time Out», Москва.
- Прекрасный озорной роман. «Санкт-Петербургские ведомости».
- Ну как, читатель, сытно тебе? Ну что, читатель, катарсисно тебе?.. «Литературная газета».
- Рекомендуется даже тем, кто настороженно относится к молодой литературе. «Вечерняя Москва».
- … автор не знает, что делать со своим талантом. Информагентство «Сибирские новости».
Родился Александр в Москве в 1980 году. Учился на художника, архитектора, политолога. Зарабатывал разрисовыванием шелковых платков, торговлей китайскими пуховиками, работал бебиситтером, наблюдателем на выборах, добровольцем в раковом отделении. Писать он начал в двадцать лет. Летом и осенью 2001 года Снегирев путешествовал автостопом по Восточному побережью США. Работал грузчиком, строителем, официантом, уборщиком. Там же, в Америке, он застал и 11-е сентября.
В 2005 году короткая проза Снегирева была удостоена премии «Дебют». Возглавлявший жюри премии писатель Евгений Попов отмечал: «Меня в его сочинениях привлекло то, что Снегирев пытается работать „поверх барьеров“ авангардизма, „чернухи“, лакировки, самолюбования, макабра, попсы и прочей мути».
В 2007 году он получил премию «Венец», в 2008 – премию «Эврика».
В 2009 роман «Нефтяная Венера» номинирован на премию «Большая книга», вышел в финал премии «Национальный бестселлер», номинирован на премию «Русский Букер».
В 2010 году роман «Тщеславие» назван лучшей прозаической книгой года по версии «НГ-Exlibris». Книга «Чувство вины» названа лучшей прозой 2013 года, также по версии «НГ-Exlibris» (тематическое приложение к «Независимой газете»).
Вот такой послужной список. Может, посмотрите, что это за лучшая прозаическая книга?