"Приходит читатель на приём к литературному критику. Взял номерок, высидел нудную очередь. Заходит в кабинет, переминается. Критик: «Так. На что жалуетесь?» Читатель: «Аппетит, знаете, полностью утерян. К чтению. Особенно к современной, этой самой, литературе. Совсем не могу её потреблять. Даже мелкого размера в глянцевых капсулах. Что только не пробовал, и солененькое, и остренькое, и эту, с клубничным наполнителем. А про постмодернизм, так вообще не говорю: проглочу пару страниц и, извиняюсь, все обратно…».
Работая в библиотеке имени Молчанова-Сибирского на протяжении многих лет, я постоянно встречаюсь с читателями, которые не способны жить без чтения и не знают, что читать. Приходят, бродят между стеллажами часами, тяжко вздыхают, ищут что-нибудь этакое. Получив совет и книгу, возвращаются, чтобы обсудить прочитанное.
Меня зовут Мира Попова. Это мой книжный блог для тех, кому чтение необходимо как воздух.
Решила посмотреть, кто из писателей до сорока чаще на слуху в последние годы. Чтобы и критика серьезно относилась, и братья по перу, и премии были.
Решила остановиться на Германе Садулаеве. Тут книжка его в фонде попалась с интересным названием «Пурга, или Миф о конце света». Главный герой, кстати, безымянный парень, то воображает себя князем Кропоткиным в Петропавловской крепости, то в ледниковый период, на войну первобытных племен попадает. Перемещение во времени – старый прием, но работает. Сравниваешь, выводы делаешь. Меняется ли человек? Молодой раздолбай живет как все раздолбаи: немного работает, много пьет, сексом занимается. Но при этом много думает. Обо всем. Он постоянно мысленно рассказывает о чем-то, историю перемеряет, религию, мораль. Сложное содержание, а читается легко. И чувствуешь, что где-то рядом - правда. Что мы хотим от литературы, называя ее серьезной? Правды о нас. Вот, например, его правда о творчестве:
«Говорят, что талант должен быть голодным, но это неправда. Если у человека сводит желудок, в крови не хватает алкоголя и не с кем переспать, то ему не до книжек. Он будет в апатии, депрессии, и мысли его будут только о том, где бы взять чуть-чуть бабла. С другой стороны, если у человека денег очень много, то писать ему недосуг. Или начнет впаривать какую-нибудь чушь. Как Бегбедер или граф Толстой. А ты дай писателю денег, но в меру. Писатель - он знает, на что деньги употребить. Настоящий писатель всегда вкладывает деньги в сюжеты своих будущих произведений. Получив финансовую поддержку, писатель сразу заведет себе несколько новых подружек… Будет шляться по гламурным заведениям и дешевым притонам, обязательно подерется. В общем, в самый короткий срок наберется новых впечатлений на целую трилогию. И обязательно ее напишет потом, когда деньги кончатся…».