Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Жизнецентричная литература

1716 просмотров

Начало выглядит драматичным и многообещающим. С учетом хорошего языка книга уже не отпускает. «Таблеток Женька наелась примерно за месяц до своего четырнадцатого дня рождения. Особой подготовки никакой не было, и мысли о смерти до этого ее посещали не то чтобы очень часто, но в тот идиотский день жизнь у нее расклеилась окончательно.

Со своей небольшой четырнадцатилетней колокольни она ощущала себя сильно расплющенным, некрасивым, одиноким и самое главное толстым существом, до которого абсолютно никому нет дела. Изучив по глянцевым журналам и в Интернете биографии знаменитых в прошлом толстых людей, она пришла к выводу, что у Демиса Руссоса в качестве компенсации был ангельский голос, у Елены Цыплаковой – талант и волшебная красота, а у Сергея Крылова – удивительное чувство юмора и бездна личного обаяния. На фоне всех этих достоинств лишний вес хоть и выглядел физически безобразно, однако с ним можно было мириться. Тогда как в ее, Женькином, случае вес был единственным выдающимся качеством, которым она могла себя описать…»

Конечно же, я начала читать новую книгу Андрея Геласимова и прочитала большой кусок, находясь под впечатлением от его же «Степных богов». Но, как оказалось, «Дом на Озерной» и «Степные боги» – это две большие разницы. «Дом на Озерной» – довольно захватывающая семейная история, не обремененная никаким глубоким смыслом и подтекстом. Речь идет о большой семье, которая идет на авантюру – вкладывается в бизнес-предприятие: покупку партии компьютеров в Китае для последующей продажи их в России. Все затеял брат Димка.

«Димка вечно носился с какими-то коммерческими идеями, зарабатывал, прогорал, во что-то вкладывался… Веселый и беззаботный Димка знал, как жить не на зарплату. Сложность его новой затеи состояла в том, что все свои предыдущие операции он проворачивал сам, рискуя только собственными активами, тогда как сейчас ему предстояло убедить всю свою многочисленную семью в необходимости и целесообразности участия в крайне рискованном предприятии. Впрочем, самому Димке новая комбинация казалась вполне надежной. Его бывший одноклассник и лучший друг Витька Гробман, работавший в областной администрации, сообщил ему под строжайшим секретом, что вскоре будет объявлен тендер на поставку новых компьютеров для всех городских и районных школ. Димка немедленно связался со своими партнерами в Китае, и те нашли для него огромную партию компьютеров по низкой цене. Несмотря на то что денег на такую закупку у него не имелось, он все же подал заявку на тендер. За небольшой, но вполне приятный процент Витька посодействовал ему на своем уровне, и конкурс был выигран.

Таким образом, на руках у Димки был договор государственного заказа, в Китае его ожидал готовый к отправке товар, но в этой цепочке не хватало главного. Не хватало энергии, которая должна была запустить в действие весь этот механизм. У Димки не было денег».

Трагикомедия в условиях современной российской действительности. Автор вписал в эту историю много серьезных тем, коснувшихся одной большой семьи одновременно – это и типичное русское желание быстрого обогащения, мошенничество, коррупция, проблемы с азартными играми, национализм, внутрисемейные дрязги. Три семьи с детьми вернулись в родительский дом, отдав Димке деньги, взятые в кредит под залог квартир. Полный дом людей и скелетов в шкафах – хорошая тема для сложной трагикомедии. Что там происходило, описанию не поддается.

«Димку провожали в Китай всей семьей. С утра в доме на Озерной царило приподнятое и немного нервное настроение. Галина Семеновна не могла найти себе места – она начинала мыть посуду, потом зачем-то бежала поливать огород, потом возвращалась, не дойдя даже до второй грядки, садилась на чурку рядом с поленницей и на секунду замирала, без всякой мысли глядя на свои натруженные руки.

Все понимали, что в их жизни, которая вдруг снова стала общей, происходит чрезвычайно важное событие, и ожидание перемен, связанных с этим событием, с одной стороны, объединяло их, а с другой – совершенно выбивало из привычного уклада и заставляло вести себя странно…»

К шестому дню после отъезда Димки в дружной семье обитателей дома на Озерной установилась полная идиллия. «Человеку, имеющему тривиальные представления о жизни, то положение, в котором оказались, а вернее – сами себя поставили эти люди, скорее всего, идиллией бы не показалось. Однако если взглянуть на всю эту историю чуть более внимательно, а главное – с любовью к людям, то обнаружится, что впервые за пятнадцать лет большая семья собралась вместе; что давно покинутые два пожилых человека наконец перестали испытывать одиночество; что доведенная до отчаяния девочка, пытавшаяся привлечь к себе внимание попыткой суицида, снова ощутила вкус к жизни; что у ксенофоба появилась возможность кросскультурных коммуникаций; что две сестры, рассорившиеся, как им казалось, на всю жизнь, нашли почву для примирения; и самое важное – у всех этих растерянных и слегка разочарованных в жизни людей появилась надежда. У них появилось то, от чего они давно отвыкли, – им теперь было что ждать».

Но от Димки, исчезнувшего с их общими деньгами, не было никаких вестей. Дальше для любителей детективов: поиск следов пропавшего, захват сообщников, операции «Ы». Спасение приходит неожиданно…

«Обитатели дома на Озерной, собранные там волей случая и своей собственной слабости, не получили того, на что они рассчитывали. К ним вернулось лишь то, что было у них изначально и чем они рискнули ради совершенно эфемерной затеи. Однако даже это простое возвращение на прежние позиции сделало их безмерно счастливыми, и, размышляя об этом, можно бесконечно удивляться тайнам человеческой души, которая, несомненно, больше радуется возвращению утраченного, чем приобретению нового. Что, в общем-то, характеризует нас как существ изначально консервативных, не жадных, очевидно не склонных к экспансии и, по большому счету, небезнадежных. Утрата в жизни человека играет более значимую роль, нежели приобретение».

Обитателям дома на Озерной все было возвращено, включая их легкомысленного и легковерного брата. Димка был найден в Китае, доставлен в родной город и помещен в жаркие объятия своих родных. Он очутился на крыльце родительского дома в полной уверенности, что он лишил самых близких ему людей не только жилья, но и последних средств. Разбуженные робким стуком домочадцы встретили его как самого дорогого гостя, испытывая к нему бесконечную благодарность только за то, что он вернулся живой.

Андрей Геласимов – очень «сценарный» писатель: практически вся его проза экранизирована, а роман «Дом на Озерной» вышел после одноименного сериала. Геласимов получил известность после публикации повести «Жажда». Роман «Рахиль» принес ему «Студенческий Букер-2004». В 2009 году стал лауреатом литературной премии «Национальный бестселлер» за роман «Степные боги». Многие его книги переведены на иностранные языки, он даже был признан самым популярным во Франции российским писателем на Парижском книжном салоне 2005 года. Филолог по образованию, Геласимов окончил также режиссерский факультет ГИТИСа.

Он не любит вставлять в текст размышления героя о жизни – они должны проявиться в действии. Только через действие рождается характер и поступок, через выбор и решение. Если героя мучает совесть – покажи это в действии! Произведения Геласимова открыто эмоциональны, что одним читателям нравится и совсем не нравится другим. И что еще интересно – Андрей Геласимов родился в Иркутске.

Это интересно

URL: http://www.irk.ru/news/blogs/Molchanovka/1279/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля