Народ требует книг с сюжетами из обычной жизни. Их можно понять. Премиальная литература запросто сведет хорошего человека с ума. Вот, например, лучшие книги 2017 года.
«Букеровская премия». Лауреатом этого года стал «Линкольн в бардо» американца Джорджа Сондерса. Действие книги происходит в течение одного вечера и затрагивает реальное событие — гибель 11-летнего Уильяма, сына президента США Авраама Линкольна в феврале 1862. Мальчик попадает в бардо — некое промежуточное состояние, описанное в буддизме, как интервал между смертью и разделением ума и тела.
Русский букер: Александра Николаенко «Убить Бобрыкина: история одного убийства». 200 страниц текста говорят о том, что творится в душе впечатлительного Саши: день за днем он ностальгирует по временам, когда был влюблен в одноклассницу Таню. Теперь она замужем за Сашиным соседом, Бобрыкиным. Герою он кажется личным демоном, неким злом, преследующим его с детства, — по этой причине он и собирается его убить.
«Большая книга»: Лев Данилкин за книгу «Ленин. Пантократор солнечных пылинок», где «вождь мирового пролетариата осмысляется так свежо и нестандартно, как еще никогда никто за него не брался». Интересно, но напрягает, требует знаний и вольного мышления.
Российская национальная премия «Национальный бестселлер». «F20» Анны Козловой. «… жизнеутверждающая книга о шизофрении. … как этот причудливый мир взаимодействует с миром реальным».
«Писатель года». Олег Ларионов «Чужой город». «… социальная направленность и драматизм 90-х…».
Часто ли вы желаете перейти от шизофрении к чернухе и обратно? Хорошая проза не может быть о вещах обыденных?
Современные любовные романы без смеха невозможно читать, а «маленькие люди» из нового реализма описаны с ненавистью. Современный городской роман: только названия почитаешь – все уже ясно. Где вы, Глинка, Есин и Трифонов? Что вам посоветовать, люди? Кажется, что уже учтена почти каждая известная книга с «человеческой историей». Продолжаю поиск.
Наткнулась на автора, совпадающего по настроению и потребностям с современным массовым читателем. Инна Полежаева «Провинциальный отпуск all inclusive»: «Без великих страстей, мило, весело!! И это хорошо». «Легкая и позитивная история. Приятное послевкусие». «С юмором и в тему, и к месту, и в меру».
Книга – немудреный рассказ об отпуске молодой, не особо изысканной женщины. Реализм абсолютный, в цвете и с запахами. Прочитала с исследовательским интересом. Героиня проста, но мы же хотели, чтобы всё как в жизни. Да и попробовать надо: вдруг захочется срочно почитать Пелевина и ну ее, нормальную прозу про нормальных женщин.
Итак, Маша работает в аптеке в большом городе. Жизнь у нее вот такая: «По дороге к дому я заскочила в супермаркет, купила семечек и ряженку. Был период, когда я вот так же шла с работы домой, и ревела из-за того, что нет того единственного, некому готовить ужин, никто меня не ждет. А потом как-то перегорело. И это страшно. Потому что постепенно привыкаешь так жить, ходить в растянутых майках, не убираться по несколько дней, а на ужин пить ряженку.
Все мои родственники пребывают в ужасе от того, что мне вот-вот стукнет тридцать, а у меня нет пятерых детей и мужа в растянутом трико на диване. Зато мой дед как всегда на моей стороне. Он сказал, что вот когда я перестану сопли мотать из-за отсутствия принца, тогда он и появится. Проще говоря, надо отпустить ситуацию. Я и отпустила. Уже год как. А все равно ничего!»
Жизнь шла себе, и подошло время отпусков. «Отпуск в этом году предстоял тот еще. Денег было мало, на поездку в Турцию не хватит. А в Сочи тем более. Как раз, когда я сидя на работе вздыхала над графиком отпусков, потому что не знала куда ж мне деться с тремя копейками в кармане, мне написала одноклассница… В этом году планировался глобальный слет нашего „А“ класса. Со всех концов земного шара все ехали и летели на встречу, аж на целых пять дней. Встречу было решено провести в том самом совхозе, где мы все росли. Из наших одноклассников там оставалось человек семь примерно. Они то и обещали разместить нас у себя в целях экономии, и ввиду отсутствия гостиницы в принципе». В своем совхозе Маша была звездой. Минимум четыре одноклассника ее любили. Особенно Богдан. Ей предстояло с ними встретиться.
Дорога до малой родины была полна трудностей. Плацкарт с опухшим с похмелья соседом, автобус без места на четыре часа дороги до родной деревни. Попутчик оказался настоящим соседом из той же деревни. И вполне интересным. Одноклассница Олеся, у которой Маша остановилась, жила очень скромно. «Олеся рассказала, что сажает все абсолютно: морковь, картошку, свеклу, огурцы, помидоры, зелень и так далее. Она днем вообще подрабатывает, то на ферме у частников, то нанимают ее как маляра, а рано утром замешивает тесто на хлеб. Сейчас каникулы в школе, так что девчонки днем его продают, в их обязанности входит смотреть за огородом. Еще у них появились куры, целых пять штук. Вот слушала я все это и думала, спасибо, Господи, за мою работу, зарплату, комфортные условия жизни…»
Одноклассники постепенно собирались. Девчонки из местных были толстые и многодетные. Дородные большегрудые российские бабы. Одежда представляла собой халатообразные платья, лосины и сверху какие-то пестрые туники. Из особей мужского пола выделялись немногие. «А потом я увидела его. Я так понимаю, он только что приехал, так как рядом стоял небольшой дорожный чемодан. Богдан. Моя первая школьная юношеская любовь. На нем был надет светлый костюм. Легкие брюки, белая рубашка, на плечо был закинут пиджак. Рубашка была слегка расстегнута на груди, показывая кусочек загоревшей кожи. На голове также были очки. Судя по их виду оч-ч-чень не дешевые. О туфлях промолчу».
Встреча выпускников проходила в деревенском ресторане. И смех, и танцы, и пьяные слезы. Главная интрига – кого выберет Маша? Разведенного Богдана или попутчика Антона? «С другой стороны был Антон, обычный парень, балагур, просто попутчик, бабник и всё в таком духе. Сейчас он стоял передо мной, вот такой простой, симпатичный, голубоглазый, в каких-то шортах по колено, в растянутой футболке, сланцах, без модного белого костюма, но я четко понимала, что меня к нему влечет…». Чем больше Маша смотрела на холодного расчетливого Богдана, тем больше ей нравился открытый веселый Антон. На следующий день одноклассники поехали «в поход», в лес, с шашлыками, футболом и любовными разборками. Ночью Маше невыносимо захотелось увидеть Антона. И она пустилась обратно в деревню пешком через поля.
«Если честно, капец как было страшно. Небо было затянуто тучами, луна не светила, темень стояла непроглядная. И тишина. Только лай собак из поселка. Я с перепугу не пошла, а понеслась вперед, как взмыленная лошадь. За мной летел рой комаров. Эти сволочи пищали, кусали, лезли везде, где были оголенные участки кожи. В итоге к окраине села я добралась минут за двадцать вся потная, покусанная и злая… Я еще раз вздохнула и полезла через забор. Под ногами что-то хрустнуло. Судя по тому, что оцарапало ногу в том месте, где задралась штанина, я влезла в малинник. Еще и поломала его, как большая медведица… Я пыталась снова разглядеть огонек в конце огорода, а заодно собаку, если таковая имеется, но не могла. Руки вспотели, у меня даже голова кружилась от напряжения. Я вроде бы бесшумно прошла мимо крыльца, тут было посветлее, падал свет из окон дома. Я прошла еще метра два, как вдруг за моей спиной раздался скрип входной двери. Я резко обернулась. В дверном проеме стоял Антон с полотенцем на бедрах. Чтобы правильно подобрать слово, передающее выражение его лица, нужно сказать матом, но нельзя…»
Как прошла ночь любви в деревенской бане, прочитаете сами. Наутро Антон уехал по делам. Маша должна была поехать в городок к родителям. Вот она уже в вагоне, а герой-любовник не появляется. Не пришел проводить и прояснить будущее! «А что тут скажешь? В конце концов, меня в загс никто не звал, и жить в горе и радости до пенсии хотя бы в гражданском браке тоже. Попытки улучшить себе настроение методом современных советов, то есть говорить, что все это фигня, зато мой отпуск был окрашен ярким сексом и чувствами, не увенчались успехом. Все равно я чувствовала себя брошенной и никому не нужной».
У родителей стало полегче. Подлеченная родительской лаской Маша возвращается к себе домой. Первым делом пошли с девчонками в кафе, крепко выпили, поплакали. Все стало как прежде. Но, по закону жанра, хэппи-энд все-таки наступил. Любимый объявился прямо по месту работы.
Наверно, хорошая книжка. Ну и что, что некоторым будет скучно. Можно тогда про шизофрению почитать.