«7 апреля 2005 года. Я усыновила мальчика. Ему два года. Везу его с подругой домой. Меня предупредили, что он будет плакать. Приехали. Не плачет. Покормила, спать уложила. Не плачет! Заснул. Сижу как мышка и жду, что вот проснется и заплачет, и я не смогу его утешить. Отвлеклась. Слышу сопение и вдруг: „Мама“. И я счастлива, и сама плачу».
Наталья
«Моменты счастья» Алекса Дубаса, российского писателя, радиоведущего, шоумена – это "не очередное пособие о том, как «обрести себя и стать счастливым», да и не художественное произведение. Это коллекция историй людей, ощутивших моменты истинного счастья. Письма, напечатанные на машинке или написанные от руки. Началась она с момента заполнения радиоведущим Дубасом неожиданной паузы. Он спросил у слушателей: счастливы ли они, были ли когда-то счастливы? Слушатели программы щедро делились своими «моментами». Истории все звучали и звучали, и умножали счастье. Он опубликовал пост в «Фейсбуке» и стал собирать моменты у пользователей социальных сетей, появилась рубрика про счастье на телеканале «Культура».
География счастья расширялась. «Россия. Волга и Сибирь. Все страны – соседи. И не только соседи. Весь земной шар. Счастье из 80-х, 70-х, 60-х. Оказывается, для того чтобы остро почувствовать счастье, вовсе не обязательно оказаться на курорте с белоснежным пляжем и голубым морем в компании самых близких людей. Очень часто счастье передает нам „привет“, когда мы наедине с тайгой или Флоренцией, например, или даже наедине с собой. Что удивительно, потому что мы, люди, ведь так страшимся одиночества».
Рассказов накопилось на историко-психологический любительский сборник, рассказывающий о жизни наших современников. Имеются моменты счастья известных людей. Михаил Жванецкий, Сергей Юрский, Александр Филиппенко, Вера Полозкова, певица Елка, Альберт Филозов, писатель Слава Се, Ингеборга Дапкунайте, Николай Цискаридзе, Владимир Меньшов, Максим Суханов, Евгений Миронов…
Автор пишет в предисловии:
«У нее есть два любопытных свойства. Во-первых, ее практически невозможно прочесть сразу: от начала и до конца. Но не потому, что она скучна. Просто на второй или третьей истории вы перенесетесь в свои воспоминания, вспомните свои впечатления. Потому что, так или иначе, многих из нас бабушка или мама посылала на зимнюю улицу – забрать постиранное белье, которое „сушилось“ во дворе. И мы прекрасно помним эти ощущения, оказывается, они никуда не делись – когда детские пальчики отцепляют заиндевевшие прищепки, когда ледяные пластины тихо тают от прикосновения наших теплых ладоней. Мы отчетливо помним запах мороза и свежести, исходящий от пододеяльников, наволочек и полотенец.
Вы вспомните ваш собственный важный момент. Перенесетесь мысленно в него, побудете в нем. Мышцы вашего лица немного расслабятся, а потом… вы займетесь обыденными делами. Вот почему эта книга будет читаться дозированно, не сразу. И вот почему (а это второе ее свойство) – к ней захочется возвращаться вновь и вновь, с любой страницы».
Читала из любопытства. Идея проекта, в общем, не новая. Литературной ценности не имеет. Многообразие моментов выдано без сортировки, наверно, в этом как раз фишка. От великого до смешного…
Одни видят диссонанс в рассказах – это то, что примерно половина историй наполнена несчастьем и болью. Люди сначала вспоминают свои моменты счастья, а потом пишут, что сейчас этого счастья нет уже…
Другие видят плюсы: «Когда человек вспоминает о моментах, когда ему было хорошо, он начинает их замечать и вокруг. Здесь и сейчас. И даже самые грустные из них еще и еще раз напоминают ему, что жизнь – удивительна, прекрасна и бесценна, и что он бывает счастлив гораздо больше и чаще, чем иногда может показаться».
Мне же захотелось систематизировать причины таких сильных эмоций, остающихся с человеком на всю жизнь. Счастье любви, счастье победы, счастье единения с природой, счастье свободы, материнства. Никто не говорит о счастье обладания деньгами или о поверженных врагах. Наверно фильтр, все-таки, был.
А вот момент для тех, кто уже жил в 80-х и помнит.
«11 февраля 1980 года был премьерный показ моей картины „Москва слезам не верит“. Мы вышли из кинотеатра „Россия“ на Пушкинской площади. И пошли праздновать: Баталов был, Алентова, Муравьева, Рая Рязанова… много народу, все члены нашей съемочной группы. Вообще-то, это означает прощание с картиной: сняли и теперь надо думать о новой картине. Но не этот день был моментом счастья, о котором я хочу рассказать. Он случился двумя днями позже, 13 февраля.
Жил я тогда далеко, в Олимпийской деревне. И приезжаю по делам в центр. Поднимаюсь на улицу из станции метро „Тверская“ и не могу понять, что происходит: запружена народом вся Пушкинская площадь. Буквально вся – плотно стоят люди, и вокруг много народа. Я не сразу понимаю, что происходит. Может быть, разгоняют митинг диссидентов? Может быть, „выбросили“ дефицит в каком-то магазине? Пока я не осознаю, что это очередь на мой фильм! На мое кино, которое я делал в муках и с большим внутренним самоедством! И вот вдруг на него стоит зимой огромная, на пять часов, очередь!»
Владимир Меньшов, режиссер.
Интересно было почувствовать, в чем счастье юных и старых, мужчин и женщин. Убеждаешься, что, при всем разнообразии, много похожих ситуаций. Читать при дефиците общения. Ощущение близости с многими людьми.