Краудфандинг (англ. Crowdfunding – дословно «финансирование толпой», народное финансирование) – набирающее популярность в сети средство привлечения денег для собственных проектов. Об опыте использования в этом посте.
Однажды узнав о возможности профинансировать какой-либо свой проект с помощью народного финансирования – я тут же загорелся этой идеей, и, проведя небольшую консультацию с остальными членами группы, решил объявить проект по финансированию записи нашего первого сингла на песню «Понедельник».
Пара слов собственно о системе. В принципе – гениальная штука. Вы выставляете на всеобщее обозрение свой проект, требующий финансирования, которым вы на момент размещения не располагаете. На сайте платформы все заинтересованные посетители могут принять в нем участие, перечислив деньги для вашего проекта. Кому не нравится, тот соответственно не перечисляет. Всё просто. В случае успеха, вы получаете требуемые деньги, в случае неудачи – деньги перечисляются обратно людям, принявшим участие в вашем проекте. Проекты срочные, то есть публикуются на сайте ограниченное время, которое вы сами задаете. Сумму так же устанавливаете вы сами.
В качестве платформы был выбран Boomstarter – адаптированная для России версия суперуспешной международной платформы Kickstarter. Проекты обязательно модерируются закрепляемым менеджером. Высылаются рекомендации к оформлению, текстовому наполнению, примеры успешных проектов и советы по продвижению. В принципе все разумно и доступно. На берегу предупреждают, что комиссия сервиса 5% и еще 5% возьмут за перевод платежные системы. Плюс к этому, если инициатор проекта зарегистрируется как физическое лицо, сервисом будет удержан подоходный налог в размере 13%. В случае, если регистрация будет на юридическое лицо, то такого удержания не будет и с налогообложением организация будет разбираться сама.
Кроме этих обязательных расходов, платформой предусмотрены вознаграждения для спонсоров в зависимости от их вклада. Но это только в удовольствие, отблагодарить людей, которые тебе помогают.
Так вот, зарегистрировавшись, получив кучу инструкций и подправив косяки, я выставил наш проект на суд краудфандеров. И тут же за два дня проект набрал почти 20% требуемой суммы. Вот это да! Причем из четырех спонсоров знакомая оказалась всего одна. Все это очень воодушевило. Сразу на сайте завелась <a href="http://xn—80aaezhwbblegnn6lnb.xn—p1ai/boomstarter.html">страничка</a>, посвященная сбору денег. Потом всё затихло, на полторы недели. И началась работа… Ежедневное обновление сайта, выкладка новых видео на канал, завелся твиттер, в который твиттелось все что происходит с группой и с сайтом (кстати, твиттится до сих пор, подписывайтесь @Rockwharf) – тишина…
Дальше пошли обновления проекта на платформе, позволяющее спонсорам понять, что работа по проекту движется, и что их деньгам будет достойное применение, я написал около 200 личных сообщений в соцсетях, с объяснением сути краудфандинга, описанием нашего проекта и запланированных плюшек спонсорам. Сдвинулось! Так потихоньку, помаленьку мы набрали даже чуть больше чем требовалось, а именно 10705 рублей. После чего на сайте появилась новая <a href="http://xn—80aaezhwbblegnn6lnb.xn—p1ai/page-14.html">страничка</a>, посвященная собственно выпуску сингла, куда выкладываются все новости по процессу.
В принципе на этом можно было бы и закончить, но как типа «ветеран краудфандинга» могу дать несколько советов по этому поводу.
1. Для успешности вашего проекта вам просто жизненно необходимо, чтобы о вас было известно как можно большему количеству людей. Тогда то, чем вы занимаетесь, и для чего собираете деньги может оказаться близко и тем людям, которым это нравится, и они вам помогут.
2. Запуск проекта на краудфандинговой платформе вовсе не означает, что можно расслабиться и ждать денег. Без поддержки проекта, освещения процесса по его реализации, применяя как онлайновые, так и оффлайновые инструменты проект не соберет ни копейки. Таких случаев – масса.
3. Надо объективно и оперативно рассказывать поддержавшим Вас людям о том, как вы реализуете проект и как тратите их деньги. И безусловно выслать спонсорам причитающиеся им вознаграждения. Это ваша репутация на будущее.
Так что, как и в любом другом старте надо хорошенько подумать, хватит ли сил и мощности для завершения и реализации того, что задумано, а то иначе можно только навредить тому, чем вы занимаетесь.
Ну, и напоследок, учитывая пожелания читателей больше рассказывать о творчестве, приглашаю Вас на наши ближайшие выступления:
1. Фестиваль Арт-Трек. Малое Море, турбаза «Байкал-Трек» 24 августа 2013 г.
2. Crazy Rock-N-Roll Party. Liverpool Pub, Иркутск, 21 сентября 2013 г.
Обновленная программа с двумя новыми песнями на серьезные темы, которые стоят особняком от привычных уже нашим слушателям песен. Приходите!