В понедельник я получил письмо от организатора фестиваля «Музыка моего города» с просьбой выслать студийный трек для включения в сборник по итогам фестиваля. Времени на предоставление трека – неделя. Опаньки… А трека-то и нет. Только живые выступления. Беда…
Сообщил одногруппникам две новости – одну хорошую, что мы должны быть в сборнике, другую – не очень, что я понятия не имею где и как мы будем записываться. «Женя, ну, ты же все можешь, трек обязательно должен быть в сборнике, сам понимаешь». Лесть, ультиматум и сомнение в способностях – отличный стимул показать кто в группе продюсер. После работы ноги в горсть и поехал по городу знакомиться со студиями. К вечеру результат: две студии в полном составе на Байкале, одна в ремонте до осени, и одна по уже понятным причинам загружена до 21:00 четверга. Выбор, мягко говоря, невелик и очевиден. Договорился на сессию в указанное время.
Следует оговориться, что в студии опыта работы на тот момент не было ни у кого из группы. Два участника, игравшие раньше в другом коллективе, имели некоторый опыт записи репетиции «на лету» в микрофоны, расставленные в репетиционном помещении, остальные понимали процесс лишь теоретически. Сразу понравилось то, что звукорежиссер, выслушав мои спутанные объяснения о том, что мне надо, сказал: «Записывать будем многоканально». Это значит, что каждый инструмент будет записан в свою дорожку, потом все записанные дорожки сводятся вместе и в итоге получается готовая песня. То есть музыкантам надо идеально сыграть свои партии, желательно под метроном, чтобы потом все инструменты играли в одном темпе для того, чтобы звук не пополз. И все это может занять довольно продолжительное время. Ну, как-то так…
Перед записью, у меня крутятся невеселые мысли. Сложность в том, что в песне, которую мы выбрали для записи, играет аккордеон, который можно записать только через микрофон, кроме этого самый громкий инструмент – ударная установка тоже не имеет штекеров, и ее так же записывают через несколько микрофонов. Плюс к этому, микрофоны, записывающие аналоговые инструменты могут ловить звук от гитарного усиления, что повлияет на качество предстоящей записи. Я имел теоретическое представление о диаграммах направленности микрофонов, о всяких кадиодах, «восьмерках» и гиперкардиодах, но понятия не имел как это всё работает.
Но вот настало назначенное время, 21:30 по окончательной договоренности, мы со всеми инструментами поднимаемся в студию. «Опытные» участники пытаются рассказать что им надо, звукорежиссер вновь повторяет, что пишемся только многоканально, и мы начинаем подключаться к аппаратуре. Солиста с аккордеоном изолируем в отдельную комнату, мы втроем остаемся в другом помещении, куда нам выдается голос и аккордеон, а солисту в наушники выдается всё, что получается у нас. В итоге запись происходила в 10 каналов. Пять микрофонов на барабаны, два канала – гитара и бас-гитара, по микрофону на аккордеон и лид-вокал, и последний канал – бэк-вокал дописывали сверху на уже готовую 9-канальную запись.
Сначала поступила команда от звукорежиссера со всей … хм… экспрессией надо было последовательно молотить по барабанам, кричать в микрофон и растягивать аккордеон. Электро и бас-гитарам все равно, какой уровень звука выставишь, такой и будет, а аналоговые инструменты надо калибровать. Это заняло минут 10, и понеслась… Играть надо было всем вместе. На удивление. Я уже приготовился к первоначальной записи ритм-секции, и затем поканальному наложению на него всего остального. Нет, куча проводов уходит на пульт звукорежиссера, он выдает команды: «Поехали», и мы поехали. Благодаря частым репетициям, постоянной подготовке к нашим выступлениям, отыграли всего три дубля, на чем и остановились. Звукорежиссер принялся что-то колдовать с полученными дорожками, выгнал вокалиста, пригласил бэк-вокалиста, и они записали партию бэк-вокала в нужных местах. Это заняло довольно продолжительное время, из-за отсутствия опыта.
Все-таки запись в студии не идет ни в какое сравнение с живыми выступлениями. Что бы ты ни делал, повернулся, провел по струнам, запнулся о провода – все будет запечатлено на твоем треке. Все эти мелочи на живых выступлениях не заметны и теряются в толпе зрителей, которая тоже шумит – будь здоров. В студии – только ты и техника. Причем технике все равно что и как ты играешь, кто разговаривает, а кто подтягивает штаны – всё записывается. На эти мелочи надо обращать внимание. Но я опять отступаю от повествования.
Далее опять были какие-то магические действия звукорежиссера с материалом, мы лишь слышали попеременно отдельные инструменты: то тарелки, то бас, то голос, то гитара с бас-барабаном, то другие комбинации каналов, в итоге, мы были приглашены на прослушивание готовой песни. Хорошо, но баса мало, гитара на куплетах звучит наоборот громковато, и тарелки глуховаты. 5 минут делов, и все наши пожелания учтены, обрезаем лишние куски спереди и сзади, в конце делаем фэйд, и записываем всё в 2-канальную mp3. Потом этот файл прогоняется через фильтр мастеринга и получается финальный вариант нашей «Анюты»:
https://soundcloud.com/eugene-nefediev/anuta
Итого за 2,5 часа и 2250 рублей мы получили студийный трек, который, надеемся, окажется в сборнике по итогам фестиваля «Музыка моего города».
И, в заключении, хочу напомнить о нашем <a href="https://boomstarter.ru/projects/51451/zapis_singla_ponedelnik">проекте по народному финансированию записи первого коммерческого сингла</a> на песню «Понедельник». Если Вам нравится наше творчество, Вы можете принять в нем участие. Регистрация займет всего 5 минут и нужна для того, чтобы мы смогли связаться с каждым спонсором по окончании проекта. В качестве бонуса можно получить эксклюзивную вещь, которая будет выпущена ограниченным тиражом. Все подробности на странице проекта. Ну, а если наше творчество не нравится, то это дело исключительно добровольное и вообще Вы вряд ли дочитали досюда.
Да, завтра, 27 июля мы выступаем на Байкал-Шамане. Все известные песни и одна совершенно новая, которую еще никто не слышал. Приезжайте. Всем рок!