Кругобайкальская железная дорога - участок уникальный в строительном смысле. Если кто не знает, чем именно, то подробности легко найти в интернете. Уникален он, впрочем, и в смысле природном. Скалистый южный берег + тепловая инерция Байкала = очень долгая осень + малоснежная зима + степной климат склонов. Теплолюбивым реликтам, конечно, тут зиму трудно пережить, а вот горным и степным видам…
Например, только здесь «всегда и много» овсянок Годлевского. Эта горная птичка обитает на Алтае, в Монголии, на юге Бурятии, а в Иркутской области она селится лишь вдоль западного побережья Байкала. И проводит здесь круглый год.
Если пройти по Кругобайкалке, можно обнаружить и другие горные виды. И не только птиц. Здесь есть ряд горно-степных реликтов из растений и насекомых. Да и просто оригинальных растений хватает. К примеру, луносемянник даурский западнее Байкала растет только в самых теплых местах. Растения-суккуленты - очиток и горноколосник - тоже любят эти южные берега.
А на них развиваются гусеницы аполлонов. Поэтому здесь этих бабочек всегда много. И махаоны попадаются.
Вот такие оригинальные камнеломки тут растут…
Поскольку Кругобайкалка полвека служила основной сибирской магистралью, сюда «пришло» много заносных растений. Что-то из вагона высыпалось, что-то на сапогах приехало.
Тоннели и подпорные стенки строились из дикого камня. Поэтому и диким птицам они не чужды. Например, мелкие синицы (черноголовые гаички и московки) обычно селятся в дуплах. Но на КБЖД они нередко птенцов выводят в щелях каменной кладки. Трясогузки и горихвостки, конечно, от синиц не отстают.
Чайки тоже довольны и взбираются на скалы. Железная дорога-то их не очень беспокоит: неприступные скальные отвесы обычно пробиты тоннелями. Что любопытно, практически на все «кругобайкальские» колонии чаек выходит из тоннеля технологический проход. Выходишь этак на берег, а тут тебя и атакуют…
Полвека назад на Южном Байкале серебристых чаек было немного, а бакланы и вовсе вымерли. Тем не менее, они оставили после себя множество «следов», и особенно на Кругобайкалке: тоннель Чайкинский, Чайкин утес, Баклань и проч. и проч. Птицы эти таковы, что могут с равным успехом гнездиться и в труднодоступных болотах, и в не менее неприступных скалах. Сейчас чаек на Байкале стало больше, и они заселили места былого обитания. В 1960-х на юге Байкала была только одна колония, у тоннеля Шарыжалгай-1. В 1990-х чайки гнездились в трех местах. А в этом году обнаружилось уже как минимум четыре (а отдельных поселений в них пять или шесть), и это только в западной половине КБЖД - восточную я пока не обследовал.
Вернулся на родину и баклан, возможно, некоторое число уже гнездится и в районе КБЖД. Подсчитать на скалах чаек и возможных бакланов, конечно, можно только с воды. В 1990-х старшие коллеги проводили и такие учеты.
В подобных местах на Кругобайкалке выводят птенцов и огари. Здесь они селятся в скальных нишах и щелях.
В соответствии со своим названием, живут в скалах и каменные дрозды. Вот пестрый каменный дрозд, и красив, и поет приятно.
Можно тут встретить и лесного каменного дрозда, он же белогорлый. Это довольно редкая у нас птица, ареал его скорее дальневосточный. Белогорлый дрозд считается одним из лучших певунов Сибири.
А про осеннюю миграцию ястребиных я уже писал. Специальные наблюдения показали, что вдоль КБЖД пролетает не только 10-15 тысяч хищных птиц осенью, но и до 6 тысяч весной! Правда, весной летят они не столько вдоль, сколько поперек: условия совсем другие.
В общем, вписались. Это вам не бетонные джунгли.