Заключенные, впрочем, всегда невольные. Но эти - уж совсем.
Про задержание партии соколов-балобанов, наверно, уже все слыхали. Задержаны птицы (и их перевозчики) при попытке откуда-то и куда-то их вывезти. Пока еще неясно, откуда и куда, но, так или иначе, через наш регион и в итоге определенно за пределы России. «Чтобы продать за сто тыщ миллионов долларов арабским шейхам».
Тут сразу надо развеять кое-какие легенды. Ловчий сокол действительно может стоить очень дорого. Но это если в богатой аравийской стране и если речь идет о птице, которая крепка, здорова, выучена и, как говорят охотники, рабочая - хорошо ловит. Прежде чем достичь такого состояния, она проходит через несколько рук. В случаях контрабандной добычи (а экспорт редких соколов из РФ запрещен, если только они не родились в питомнике) - через много рук. Самым первым рукам перепадают копейки. Баснословные цены - удел шейхов на Ближнем Востоке.
А народ частенько наслушается о тысячах долларов и… идет в лес к известному гнезду, вытаскивает оттуда птенцов и ищет, кому бы продать. За тысячи долларов, ага-ага. Пока ищет - птенцы обычно просто гибнут от неумения за ними ухаживать. Причем это вовсе не обязательно будут действительно редкие соколы: частенько в руки попадает какая-нибудь пустельга, которая для сокольников ценности вовсе не имеет. Или, и того хуже, орел или иной редкий хищник - ценность для охоты тоже нуль.
Работает, однако, и другая схема. Организаторы - они чаще всего действительно из арабских стран - снаряжают в командировку доверенных лиц, тоже, конечно, часто не напрямую, а по цепочке. Те приезжают в «соколиный» регион и ищут там местных жителей, которые могут помочь с жильем, транспортом и проч. Небескорыстно, конечно. А ловят птиц уже сами. Впрочем, могут и покупать тех же птенцов по дешевке у местных, нуждающихся в деньгах. В нынешней деревне таких найти, увы, бывает несложно.
Кстати, с соколами на Востоке охотятся на другой глобально редкий ныне вид - дрофу-красотку. Уже сотни лет это очень престижное занятие, доступное только знатным людям. Правда, в последнее время в богатых арабских странах вкладывают немалые деньги в изучение и разведение соколов и дроф. Но соколы из питомников ценятся меньше. И достать дикую птицу контрабандой, видимо, многим там дешевле, чем официальным путем…
Монголия определенное количество балобанов (порядка 300 птиц в год) продает за рубеж официально, по правительственным разрешениям: 12 тысяч долларов за птицу. Кто в основном покупает - из сказанного выше понятно. Но в Монголии численность этого вида гораздо больше, чем в России. И то ученые предоставляют данные, что она стала серьезно падать, а сейчас там их около 7 тысяч. А у нас… и без того крохи, еще и браконьеры подрывают.
Буквально в этом месяце были внесены изменения в Уголовный кодекс РФ и явным образом прописан перечень животных, за незаконный оборот которых можно уже сразу привлечь к уголовной ответственности, а не административной. Все наши крупные соколы - сапсан, балобан, кречет - в список входят. Исковая стоимость ущерба окружающей среде за их добычу сейчас равна от 600 тыс. до 1 млн 100 тыс. рублей. Это, подчеркну, не рыночная стоимость птиц, а исковая, которую нарушитель должен по суду возместить государству. В определенных случаях она еще умножается на повышающие коэффициенты. Надеемся, что это начнет работать и подобные дела о контрабанде будут чётко доходить до суда. Правда, может повыситься и размер взяток… И здесь всё зависит от того, будут ли заниматься судьбой редких хищников неравнодушные к ним люди. А среди чиновников такие, безусловно, есть.
Хочется надеяться, что такие есть и среди тех, от кого сейчас зависит судьба задержанных птиц - быстрое оформление всех нужных документов: виды-то краснокнижные, требуется много формальностей. Часть соколов вполне может быть выпущена в природу и успеет улететь на зимовку. Но только если сделать это в ближайшие дни, и выпускать, конечно, будут не в Иркутске, а гораздо южнее. Иначе уже станет поздно, нашу зиму балобаны в природе не переживут. Не успеется - придется содержать их в неволе до весны или доставить в специализированный питомник. Возможно, удастся реабилитировать птиц к самостоятельной жизни в природе (иначе - всю жизнь в вольерах). Но это еще бОльшие силы и средства, да еще чтобы все были живы-здоровы.
Поглядите в глаза птице. Жалко?.. Это не нефть и не лес…