Прошу прощения у читателей, времени сейчас маловато. К тому же технические проблемы. Написать об этом я собирался сразу после сюжета по ТВ о ночевке ворон в Шелехове, а сейчас, может быть, и разлетелись уже. Но тем не менее.
Для закрытия темы о ночевках ворон. Каждую зиму это где-нибудь да происходит. По югу области - в каждом мало-мальски крупном городе, где есть в окрестностях (или в черте) соснячки, а также крупные свалки и много мелких «пищеблоков». Конечно, не всегда на виду, как нынче в Шелехове.
Более того: есть места, где это происходит из года в год. Например, вечерние «планёрки» в районе военного госпиталя. Чаще всего вороны не сразу летят с днёвок на ночевки, а сперва где-то концентируются, и планёрка - очень точное название. Видимо, птицы делятся информацией и договариваются, как и куда лететь дальше. Затем отправляются на место ночевки, в нашем случае - на Кировский полуостров. Желательно, чтобы там были сосны: и тепло и укрыто. Впрочем, не обязательно: если место особенно хорошее, могут быть и березы, и тополя. «Планёрка» может происходить и прямо перед отходом ко сну, уже на месте. Поорут, полетают, и спать. Утром повторяется то же самое в обратном порядке.
Место для ночлега выбирается из каких-то вороньих соображений, иногда за зиму несколько раз меняется, даже если их не беспокоят. К весне птицы отправляются по домам. Не исключено, что у многих участников зимних стай дома еще и нет, потому что это первогодки. Возможно, впрочем, что на зиму в Иркутск собираются и взрослые вороны с окрестных территорий, может быть, даже с севера области. Но пока точно узнать это не удалось. А вот местные городские вороны круглый год держатся на своих гнездовых участках. Сейчас они уже начали распевать…
Иногда воронья ночевка бывает и в роще Звездочка. Одна из зим конца 1980-х была морозной, и на Ангаре напротив рощи образовался широкий ледовый припай. Ворон там было несколько сотен, не всем, видимо, хватало места на деревьях, и часть рассаживалась прямо на льду. У кромки воды к тому же немного теплее.
У нас ночевки ворон еще небольшие, более полутора тысяч зараз не видал. А вот на юге России… зима там теплая, врановых зимует много… Счет даже в одном месте может идти на десятки тысяч. У нас особенно и зимовать-то некому: практически все галки и грачи улетают к югу, вОроны такими большими группами не собираются, хотя десяток зимой увидеть можно. Летом, впрочем, галки или грачи у нас любят потусоваться. В этой стайке, к примеру… посчитайте, сколько их там, если не лень.
Но это взрослые даурские галки с потомством, в июле, к осени откочуют. Остаются вороны.
Прошу прощения, не уверен, что будет время отвечать на вопросы, если будут, быстро.
И вот напоследок картинка - это знаменитый «Черный плащ» из Академгородка, очень нервный ворОн, который весной атакует всех проходящих мимо его гнезда. Особенно, говорят, нападению подвергаются миниатюрные девушки, мужчин побаивается. Правда, что-то в последнюю пару лет о нем не слышно. Может, и помер от старости, век городской вороны недолог, в среднем лет 5…