В изучении крылатых специфики хоть отбавляй. Приезжаешь этак за тридевять земель – а там никого. Все улетели. Но с другой стороны… с другой стороны, есть места, где и ехать никуда не нужно. Сиди только на месте – они сами к тебе прилетят. Зима пришла, самое время осень вспомнить.
Вам, наверно, встречалось выражение «бутылочное горлышко». Его употребляют в разных смыслах. Но один из них – место, где широкий поток мигрирующих птиц сужается до немногих километров. Поэтому концентрация их там высокая. Одно из самых известных «горлышек» – в районе пролива Босфор. Здесь за сезон пролёта можно насчитать сотни тысяч хищных птиц и десятки тысяч аистов. Наблюдать их можно прямо в Стамбуле, хоть со знаменитого моста Золотые ворота. Причина простая: птицы, которые любят и умеют парить, предпочитают над морем напрямик не лететь, а выбрать самое узкое место. Из Европы большинство птиц-парителей летает зимовать в Африку (и обратно, конечно) всего двумя путями: одни - через Босфор, другие - через Гибралтар.
Байкалу по ширине до морей далеко. Но, что интересно, крупные птицы рядом с ним ведут себя так же, как и у моря. Летит осенью аист или орел на юг июи юго-восток и, понятно, утыкается в Байкал. Чаще всего не пересекает его прямо в Бурятию, а поворачивает и движется вдоль берега. Тем более что здесь над скалами и степями удобные места для парения, можно экономить силы. Постепенно, чем южнее, тем больше птиц вливается в коридор. В самой южной (юго-западной) точке, у Култука, хищники опять рассеиваются веером, но большинство пересекает Хамар-Дабан по долинам, и далее к югу. И если знать хорошее обзорное место, можно большую часть там и сосчитать… У нас, конечно, не Босфор, но 10-15 тысяч за осень увидеть можно. Правда, для этого просидеть считать придется ежедневно часов по 8 (полный рабочий день) с конца августа до середины октября. Причем без выходных – отдыхать придется только в дождь. Это как раз тот случай, когда, сидя на месте, больше заметишь. Если будете прогуливаться по берегу – увидите раз в десять меньше, проверено. А без бинокля и вовсе можете ничего не увидеть: миграция идет на высоте до километра.
Более половины местных мигрантов – канюки. Это самая обычная хищная птица в наших лесах.
Молодой канюк
А процентов до десяти – самая загадочная птица, хохлатый осоед. Почему загадочная? У нас в области их гнездится несколько тысяч, судя по нашему «горлышку». Но число найденных гнезд можно пересчитать по пальцам одной руки: летом осоед весьма скрытен. А ос он действительно ест, но об этом особый разговор.
Самка хохлатого осоеда
Начинают осеннюю миграцию как раз осоеды. В иной день можно увидеть до шестисот! Но это должно повезти. Вьются как комары. В хорошем восходящем потоке воздуха может собраться штук до полусотни. Потом, набрав высоту, они скользят дальше.
Группа осоедов. Было около тридцати.
Особенно эффектно это делают коршуны. Дружно скапливаются в клуб, подымаются, а потом так же дружно поштучно отправляются к следующему месту для парения. И так далее.
Черный коршун
К середине сентября осоеды и коршуны иссякают, зато валом валят канюки. В прошлом году они поставили рекорд: две с лишним тысячи за день! Только успевай записывать. По-хорошему в такие моменты нужно работать как минимум втроем.
А к концу месяца и в октябре птиц обычно уже немного. Летят редко, но метко: за день зато можно увидеть несколько орлов и орланов. Орлы летят солидно и в основном поодиночке, но невзирая на любую погоду, кроме дождя. Собственно, орлы и ястребы-тетеревятники в октябре и завершают заметный пролет. Позднее можно увидеть лишь одиночек – коридор закрылся на зиму.
Молодой орлан-белохвост.
А вот луней и соколов здесь увидишь только случайно. Восходящие потоки воздуха их мало интересуют. Зато интересуют черных аистов: несколько десятков здесь за осень пролетает. Иногда птицы останавливаются на отдых и кормежку, но обычно ненадолго.
Черный аист и серая цапля на фоне Шаманского мыса
А дальше – кто куда. Пока удалось проследить лишь, куда точно улетают орлы-могильники из Приольхонья и с Братского водохранилища. Молодые орлята, которых В.В.Рябцев пометил спутниковыми передатчиками в 1998-1999 годах, отправились всё тем же Южнобайкальским коридором, через Монголию и Китай, к границе с Таиландом и Бирмой. А осоеды, возможно, долетают даже до Явы. В Таиланде и в Малайзии в последние годы тоже нашлись мощные «бутылочные горлышки», возможно, там и наши есть…