Желаю всем здоровья в наступившем году! И людям, и птицам. Для них это тоже не менее актуально… возможно, читали о вспышке гриппа птиц в Израиле, где погибло 8 тысяч журавлей, в основном прилетевших зимовать из Европейской России.
Наши «подшефные» птицы, к счастью, живы и здоровы. Точнее - те трое, кто определенно благополучно добрался до мест зимовки. Возможно, еще некоторые из 11 помеченных - тоже: их трекеры прекратили передачу данных еще в сентябре-октябре, есть основания полагать, что сами птицы всё-таки могут быть живы.
Самка перепелятника Мольта проводит зиму среди горных лесов и, наверно, панд - в Китае в провинции Сычуань. Судя по тому, что с ноября месяца никуда особо не летает, там хорошо.
Одна из самок восточного луня, Лёля, сейчас на северо-востоке Таиланда. Туда она переместилась с реки Меконг, границы Таиланда и Лаоса, где тоже провела с месяц. Последняя локация, на днях, была с пруда у буддийского храма. Там, судя по всему, тоже неплохо.
От ее брата Наруто, к сожалению, сигналов с осени не поступало, до центральной Монголии он точно долетел, а затем трекер перестал передавать информацию. Тоже есть надежда, что сам лунь жив.
А вторая самка, Алёна, зимует в Китае в провинции Хунань (название провинции означает «озеро на юге», а собственно озеро зовется Дунтинху - точнее, Dongting, hu и есть озеро). Слетала она оттуда километров на 200 к югу, но, видимо, не понравилось, вернулась на озеро. Тем более там заповедник.
В отличие от первых двух птиц, в каких местах зимует Алена - могу показать, поскольку довелось там побывать 13 лет назад на конференции, как раз зимой.
Уровень воды в озере изменчив, осенью он обычно низок, и водно-болотные угодья выглядят вот так.
В отличие от, например, дельты Селенги, остров, где сейчас находится Алена, прорезан каналами. Кроме птиц (а гусей зимой там неимоверное множество), там плавают рыбаки, ловят пресноводных креветок, рыбу (и крупную, и мелкую…)
Собирают там и корневища лотосов - вполне обычного растения, как у нас какой-нибудь камыш. Заготавливают сухой тростник для производства бумаги. Зимующим птицам, впрочем, это не вредит. Охота запрещена, и на территории заповедника за этим, насколько можно было понять во время поездки, хорошо следят.
Сложнее вокруг заповедника. А вокруг там такой ландшафт…
Собственно, это тоже бывшие части озера Дунтинху, осушенные под поля. Конечно, фермеры очень не рады, если гуси летают общипывать у них зелень, наверняка прогоняют их. Поэтому гуси держатся на охраняемой территории. Куликов и водоплавающих, а также мелких птиц, там тоже немало. Причем, как и гуси, это в основном «наши» - прилетевшие зимовать из Северной Евразии, не из тундры, так с Дальнего Востока. Так что условия зимовки у Алены тоже вполне приличные (тем более, что она-то у огородников зелень точно не обкусает). А климат субтропический - в конце декабря прошлого года, правда, выпадал снежок, но наверняка недолго пролежал.
По дороге Алена наверняка видела и такие ландшафты вокруг озера.
Да, это тоже декабрь…
Я написал китайским и таиландским коллегам с просьбой поглядывать, не попадутся ли на глаза Алена с Лелей. Может быть, кто-то из орнитологов окажется в местах их зимовки, и даже встретит их и сфотографирует? Тогда есть шанс узнать, как они сейчас выглядят.
Впрочем, в первый год жизни луни носят всё то же самое юношеское оперение.