Один из наших соседей – маленький сокол пустельга. Вообще соколов в Прибайкалье несколько видов, и крупных, и мелких, и редких, и не очень. Но пустельгу мы видим чаще других. Этот соколок и довольно многочислен (увы, не без проблем, об этом ниже), и населенных пунктов не избегает, и встречается круглый год.
К слову, та семья пустелёжек, о которых я писал в апреле (про сов), благополучно вывела птенцов на одной из панельных пятиэтажек в Университетском.
И всё почему? Потому что остались кусочки пустыря между Университетским, улицей Юрия Тена и «Союзом». И живут там мелкие грызуны в траве. А именно ими в основном и питаются пустельги. Если эти участки тоже застроят, пустельга, скорее всего, оттуда уйдет – как уже ушли оттуда бородатые куропатки… Впрочем, у нее есть и другие проблемы – линии электропередачи на бетонных столбах. Эта конструкция случайно оказалась очень опасной для птиц среднего размера: неловко присел близ проводов – удар током. В черте Иркутска такие линии тоже есть, и по большей части они не оснащены птицезащитными устройствами. Гибнут на них в первую очередь вороны, меньше – сороки, а вот на третьем месте как раз пустельги. Более редкие виды, увы, погибают тоже…
Но пока пустельги в городских условиях более-менее выживают. Вот иду сегодня по Нижней Набережной – вдруг, откуда ни возьмись, самец пустельги, и завис на ветру, тряся крыльями… Ну, думаю, неужели сейчас кого-то поймает? И действительно, птичка ныряет в траву и подымается уже с полёвкой в лапах. Уносит ее на ближайшую многоэтажку и спокойно съедает.
А всего-то узкая полоска бурьяна вдоль улицы на склоне к Ангаре.