Поездка с целью проверить известные мне гнездовья орла-могильника приятных неожиданностей не принесла.
Это долина реки Оки ниже Кимильтея. В одну сторону посмотришь – красиво.
В другую сторону обернешься – …
В этом месте 20 лет назад была гнездовая территория орла. Самих орлов я там в 2000 году не застал, но в сушествующем гнезде поселился не менее редкий сокол-балобан. Сейчас – ни балобана, ни гнезда, и ни леса, как видите.
Филин, впрочем, на склоне живет. Ему-то лес не нужен.
На другом участке орлы перестали гнездиться в 2005 году. Но иногда встречаются. Проблема в том, будет ли им куда вернуться и чем кормиться, если они захотят. На одном из самых хороших кормовых участков – это деревенский выгон, сусликов полно – недавно появился гравийный карьер. Вооон там вдали на горе раньше были гнёзда…
Конечно, суслики прямо на гальке и временных кучах гравия жить не станут, дёрна нет. Таким образом, кормовая база орла существенно уменьшилась.
На третьем участке сусликов полно, а вот орлы тоже пропали. Ни птиц, ни гнезд.
На четвертом три года назад в разгар гнездового сезона прошел пожар. Как водится, не без участия остатков былой порубки – ветви и вершины бросают на лесосеке, горят они хорошо. Насиживание ничем не кончилось. Дерево с гнездом, к счастью, пока живо, только повреждено. Но птицы гнездиться перестали.
И только на пятом участке, к счастью, пока всё в порядке. Но до августа еще далеко, потом узнаем, вырастут ли птенцы благополучно…
Фото гнезда я специально не стал укрупнять. Оно большое – полтора метра в поперечнике. Но такое маленькое в сравнении с тем, что его окружает…