Лето близко. На днях прилетел главный индикатор - стрижи появились. А у крякв и вовсе начали появляться утята. В Иркутске первый выводок мне встретился еще две недели назад. В природе обычно позже – всё-таки в городе немного теплее.
Кроме того, регулярная зимовка крякв на Ангаре дает о себе знать. Они еще зимой разбились на пары, и, только начинает сходить снег, ищут хорошие местечки. Занимают их много раньше, чем прилетят перелётные утки.
Кряквы неприхотливы. Судя по всему, гнездятся они чуть ли не под ногами у гуляющих по берегу. Вода сейчас низкая, пляжи заросли высокой травой. Но всё-таки удобней всего там, где есть островки и ни людей, ни домашних животных. То же, к слову, предпочитают и чайки, крачки, и кулики.
Насиживание у крякв длится дней 25, плюс время на откладку яиц – не быстрей, чем по одному в день. Яиц бывает до 12. Итого, пять недель – и вот вам птенцы. Утята сидят в гнезде совсем немного: в хорошую погоду – несколько часов. Потом они уходят с мамашей, и больше гнездо им не нужно.
Плавать утята способны, как только обсохнут. А ныряют лучше, чем родители. Летать же смогут месяца через два. Но до этого еще дожить надо. Если утки живут в городе, город предоставляет им неплохие условия, но в то же время и создает недюжинные угрозы. Иногда одно и то же – плюс и минус одновременно.
Во-первых, это погода. Раннее тепло – значит, еще будут заморозки. А утята, конечно, в теплом пуху, но постоянно в воде – регулярно должны чиститься, сушиться и смазывать свой пух специальным жиром из копчиковой железы. В первые дни это делает мать, да и, подлезая под нее погреться, птенцы смазываются об ее оперение. Через некоторое время начинают ухаживать за собой сами. В любом случае им нужно выбираться на берег – когда надо, а не когда там нет народу. В холод и ветер вымокшие утята долго не проживут…
Во-вторых, домашние животные. И «относительно домашние» тоже. Фотографий я не делал, но почти каждый раз с бульвара Гагарина можно увидеть бесхозных собак. Вот и в эту субботу компания таких бродила по левому берегу. Одну собаку утка-мать может отвести от выводка, нескольких – вряд ли. Кошек не видно, но они определенно есть там, есть. Хищных птиц в городе летом почти нет, и для уток это хорошо. Но вороны могут таскать яйца или совсем мелких утят. Собаки - тоже.
В третьих – беспокойство. Сидят птенцы, отдыхают, или питаются. Кто-то идет по берегу. Поплыли… См. пункт первый. И см. пункт второй. Если вокруг много людей, птицам свое потомство защитить от хищников трудно. Насиживает утка очень плотно, может не взлетать до тех пор, пока натурально на нее не наступишь. Но если часто ходят мимо, даже не вспугивая, – постоянно усиленное беспокойство, в конце концов наседка может и бросить кладку.
Очень серьезная проблема – изменение городских местообитаний. Это проблема комплексная, сложная и грустная, о ней особый разговор. Не всё, что хорошо и красиво человеку, хорошо также для городской живности. Ни построить гнездо, ни укрыться, ни погреться, ни поесть. Бывают еще и аварийные сбросы воды через Иркутскую ГЭС; если это май-июнь, тоже ничего хорошего: может утонуть много утиных и чаячьих гнезд.
В результате из числа выведшихся утят до подъема на крыло доживает хорошо если треть.
Итак, как можно помочь городским утятам вырасти?
Многое в общем-то несложно. Гуляете по берегу с собачкой или без – обходите выводки подальше, так чтобы не мешать им кормиться или не вынуждать уходить на воду. Лишнее беспокойство – лишняя трата энергии, которая в плохую погоду может стать фатальной. Если мамаша плавает взад-вперед и беспокоится – скорее всего тут затаились птенцы, лучше опять же отойти на приличное расстояние.
Положим, вдруг из травы вылетела птица… Если трава густая, лучше туда не заглядывать, и опять – подальше: возможно, там гнездо с яйцами. Особенно если птичка слетает с этого места регулярно. Но вот, допустим, укрытие там плохое, птица слетела, и вы сразу заметили гнездо. В этом случае, если не утка, также не приближаетесь. Если же утка (относится только к уткам!) – лучше всё-таки аккуратно подойти, прикрыть яйца травой или пухом из гнезда и быстро ретироваться, не нарушая ничего вокруг гнезда. Когда утка-самка на время сходит с кладки, она маскирует ее. Но тут она не успела, и открытые яйца могут заметить и съесть хищники. Не давать детям и собакам гоняться за утятами – само собой. Подкармливать уток летом ни к чему, главное – не мешать.
Я уже писал, что птицы очень любят острова. Там в последние годы селятся и озерные чайки, и крачки, и утки многих видов, и другие. Островки – это просто оазисы биоразнообразия на водоеме. К сожалению, и там покоя может не быть. В прошлом году, например, пытались разорить колонию озерных чаек, птиц в общем-то совершенно безвредных. Пониманию это плохо поддается. Если увидите что-то подобное – стоит позвонить в службу по охране и использованию животного мира Иркутской области.
Вот так тоже нехорошо. Даже если никакого злого умысла у рыбаков нет, яйца или птенцы могут погибнуть (солнце, холод, дождь…). Птицы-то на гнёзда не садятся долго. В худшем случае – пока люди не уедут с острова.