Складывается ощущение, что наш народ только и ждал, что санкций против Европы и США. Такая радость поселилась в семьях, гордость зазвучала в речах мужчин, и лишь отдельные скептики ворчливо пытаются противостоять этому празднику невесть откуда взявшегося патриотизма.
Эмоции соотечественников вполне понятны и оправданы. Еще с петровских времен Россия утверждалась перед западом как самостоятельная держава: воевали не за моря, а за рынки сбыта. Россия – сама по себе – огромный рынок сбыта, который способен сам же себя и обеспечивать, что с переменным успехом подтверждалось в лучшие годы расцвета Советского Союза, не говоря о дореволюционных временах.
Но сегодня мы ни за что по сути не воюем, а лишь принимаем навязываемые условия и вяло огрызаемся. Не потому, что нам лень или мы слишком высоки для мелких разборок. А потому что нам больше ничего не остается – реальных сил и возможностей для полноценного ответа нет, как бы ни хотелось верить в обратное.
Тем не менее, управлять эмоциями и общественным мнением у нас давно научились. Включаешь телевизор, а там крутят новости в лучших брежневских традициях: оказывается, сельское хозяйство у нас давным-давно развивается ударными темпами. А мы просто этого не знали. Правда, крутят только ставропольских таджиков, любовно собирающих яблоки, да упругих коров, лижущих видеокамеры. Сибирь и Дальний, Центральную часть и Западную как-то не особо показывают.
Сельское хозяйство в Иркутской области всегда было реальным сектором региональной экономики. Невозможно кормить север только привозным – это губительно для здоровья людей, слишком дорого и неоправданно с точки зрения госполитики. Столыпинские преобразования, затем советский подход показали, что в Сибири можно и нужно пахать, сеять, развивать животноводство, тепличное хозяйство, пищевую промышленность. История показала, что в условиях Сибири и даже северного Братска выращивать плодоовощную продукцию, скот, птицу вполне реально. Наши края всегда славились огурцами от предприятия «Пурсей», курами от Братской птицефабрики, мясом от «Стенихи» и «Падунского», богатствами моря и многими другими продуктами. В Братске даже выращивали форель когда-то. Весь север Иркутской области кормили, села процветали, и отнюдь не только за счет госсубсидий.
Куда все это подевалось? Да, можно говорить о том, что сельское хозяйство целенаправленно убивалось. Но никакой целенаправленной политики, на мой взгляд, не было. В новой России сельское хозяйство оказалось самой беззащитной отраслью, и убили ее мы сами. Братские ОПГ, обычные бандиты, рейдеры, ворюги оказались у руля многих предприятий, и от них в итоге ничего не осталось. В 90-е разваливали деревни – конкретно в Братском районе это происходило так: предприимчивые люди пилили трактора и сеялки на металл, вывозя лом в Китай, становясь успешными бизнесменами. На чем пахать и сеять? Продавая в тот же Китай наши драгоценные ресурсы, взамен мы везем не трактора, а дешевый ширпотреб и сомнительные продукты. Масштабы пагубного влияния бандитов оказались колоссальными. Удивительно, но разорение происходило не только в 90-е, оно происходит по сей день. Буквально в прошлом году на наших глазах обанкротился мясокомбинат «Падунский» - очевидно, по весьма удобной схеме, с многомиллионными долгами, которые непонятно как образовались и вернутся ли партнерам, еще не ясно.
Руководители разорившихся предприятий и колхозов говорили о том, что импорт душит, что трудно стало конкурировать в условиях свободной рыночной экономики. Но что на это ответил бы директор «Белореченского» или «Саянского бройлера» - мощных региональных предприятий, которыми мы по праву гордимся, но что еще важнее – благодаря которым имеем достаточно качественную продуктовую корзину? Заметьте, чтобы эти предприятия оказались успешными, их руководители пошли в депутаты Законодательного собрания, они стали фактически монополистами в своих отраслях – по- другому у нас дела, видимо, не делаются. Только «крыша» правительства помогает, а о свободной конкуренции у нас давно забыли.
Глупо полагать, что все проблемы нашего сельского хозяйства связаны с конкуренцией, и еще глупее думать, что заградительные меры для ввоза продуктов из ряда стран станут панацеей от русской ментальности и ее верных признаков – лени, страсти к наживе и недальновидности. Когда введут санкции против этого?
Сельское хозяйство, особенно в зонах рискованного земледелия, - занятие крайне сложное, требующее колоссального внимания, поддержки со стороны государства, а также контроля. Не такого, как это происходит сейчас: дали 30 млн субсидий на электроэнергию, откатали деньги через «Иркутскэнерго», а на прилавках потребитель видит огурцы и баклажаны по заоблачным ценам и сомнительного качества. Это не субсидирование и не поддержка, а выкидывание денег в дыру. Очень, впрочем, удобную – не спорю. Коррупция и ничегонеделание, замыливание глаз со ссылкой на то, что в наших краях быть аграрием – тяжело и невыгодно – это самое простое, чем может оправдать себя минсельхоз.
Чего ждать от санкций конкретно в нашем городе и в нашем регионе? Мне кажется, только усиленного потока низкокачественных продуктов из Китая. Их и так не перечесть на наших прилавках, а будет еще больше. И это будет недобросовестная и дорогая продукция. Это, конечно же, худший сценарий. В идеале от санкций лично я жду, что наше правительство уделит реальное, а не выдуманное журналистами внимание сельскохозяйственной отрасли – отрасли самой важной и чувствительной, сложной и необходимой. Ведь она отвечает за главное – за то, что мы едим и будем есть в будущем. Ничто не имеет такой ценности в перспективе, как еда и вода, это уже доказано всеми учеными мира.
Только обеспечивая себя своими продуктами, имея для этого все возможности и ресурсы, можно говорить о продовольственной безопасности. Никакая Аргентина, Бразилия и Маврикий нам не нужны, когда мы можем сами все производить. Но чтобы смогли сами, нужны не только национальный подъем, всплеск патриотизма, программы, новые технологии, субсидии. России нужен новый класс достойных управленцев в отрасли. И силовое вмешательство в цветущее пышным цветом легальное воровство и мошенничество. Но если мы радуемся партнерству с Аргентиной, а продажа газа и нефти в Китай вызывает в стране восторг и эйфорию (по мне так лучше бы слезы), то как-то мало верится, что санкции станут поистине шансом и уроком для нас. Во всяком случае, объявленного года санкций будет явно мало, особенно для таких убитых регионов как Приангарье и другие края и области Сибири и Дальнего Востока.