Один умник из «Единой России» на днях сказал, что нынешние молодые люди не интересуется политикой, потому что они – дети стабильности. Но когда стабильность – это лишь красивая и фальшивая картинка, молодежь не интересуется – она начинает действовать. И нередко в таких случаях понятия свободы и насилия уравниваются.
Нам кажется, что отношения людей и мир вообще можно регулировать, что всем этим можно управлять. И когда происходит массовая драка возле торгового центра где-нибудь в Иркутске, достаточно лишь быть неравнодушным, смелым и оперативным - вызвать полицию и положить конец бесчинствам. И вдруг в нашем обществе этого в какой-то момент не происходит. И такое не происходит в США, в Великобритании, во Франции – во всех добропорядочных, уважаемых и продвинутых государствах мира. И вот что интересно: в нашей-то дикой и нищей России такие драки еще вызывают шок и трепет, а вот в той же Британии они в порядке вещей. Вся культура этой страны нам говорит: мир делится на тех, кто взращен на «Гордости и предубеждении» и на тех, кто живет по понятиям фильма «Карты, деньги, два ствола». Одни мечтают об Оксфорде, а другие превращаются в отъявленных панков или даже в нацистов. И почему все не хотят в Оксфорд? Ведь там так здорово! Кому, скажите на милость, нужны эти разборки, драки, стычки? Да еще где? В какой-нибудь добропорядочной Англии! Там-то что не жить? Но нет, всяких отморозков – пруд пруди, и ничего с ними не поделаешь. Правда, тут нужно заметить, что в Лондоне 27% горожан живет за чертой бедности. Напротив элитного особняка, через дорогу, легко может располагаться убогое жилище «черной» семьи с 7-ю детьми.
В последние годы наша страна переживает дикий, безудержный процесс колоссального социального расслоения. То, что происходило в Англии веками, у нас началось совсем недавно, и порой мы не знаем, что с этим делать, ведь нам это несколько чуждо, непонятно, но мы уже вовлечены в эту игру, и остановиться не можем.
Если в 90-е годы мы со сверстниками могли быть неравными лишь в качестве и дизайне одежды, то сегодня социальное неравенство шагнуло куда дальше. В каком-то маленьком, не самом благополучном Братске уже стали появляться элитные школы, причем, в системе муниципальных образовательных учреждений, элитные загородные дома… А в Иркутске, на равне со всем этим, как я понимаю, уже вовсю развернулся процесс формирования гетто. Иркутский Бруклин – это, конечно, Ново-Ленино. Там не строят крутых жилых комплексов – только бюджетные. Роскошных деловых центров там нет – голытьбе в них делать нечего. Там живет много мигрантов – потому что дешево и сердито.
Социальное неравенство выражается буквально во всем: те, у кого есть деньги, не просто покупают красивые шмотки и тачки, они ликвидируют институты власти в городах, снимают мэров, игнорируют указы Президента. Нередко являясь обычными барыгами, пройдохами и воришками, они мнят себя элитой – в бизнесе, в политике, в жизни. И они пытаются доказать это и утвердиться на этом поприще всеми способами, закрываясь от мира быдла и гопников высокими заборами фешенебельных коттеджей, стенами дорогих ресторанов и тонированными стеклами роскошных автомобилей.
Кто такие эти быдло и гопники? Почему нам так нравится кого-то называть этими обидными словами? Кто они? Невоспитанные люди? Какие-то неуравновешенные психически нездоровые элементы? Существа, которых по какой-то причине еще не уничтожили как класс и не засадили за решетку? Почему их вообще еще не вывезли в вагонах для скота на рудники? Они портят нашу идеалистическую картинку мира, они нарушают закон, они – враги государства. Кто такие эти гопники и быдло?
Мы все хотим подняться в этой жизни, стать лучше других. И в этом наша главная проблема. Что значит быть лучше в современном мире? Это значит быть богаче. Иметь больше связей. Иметь больше возможностей. Учить детей в элитной школе, а затем, желательно, в Англии. Многие братские богачи учат детей в Англии, в Канаде, на Кипре, в Новой Зеландии. Получая все эти блага, они думают, что приобретают, за счет денег и успеха, самое главное – свободу. Но разве может быть поистине свободным человек, который отучился за счет папиных денег, который сделал то, что сказали родители, когда он устроился на работу в администрацию к маме? Это свобода?
Тем не менее, эти идеалы господствуют в нашем обществе. И когда ты хочешь стать лучше таким вот образом, кто-то рядом с тобой обязательно станет хуже. Ты неизбежно ущемляешь того, кто оказался не настолько изворотлив и богат, как ты или твои родители. И чем выше амбиции одних, тем ниже шансы других на нормальную жизнь. Это закон капиталистического мира, который работает уже века, и неизбежно оборачивается революциями, стрельбой в школах, массовыми драками на стадионах и у торговых центров. Ведь каждый хочет быть лучшим.
Быть в обществе изгоев самым лучшим – значит, быть худшим и исповедовать худшие методы. А как еще подняться в этом мире, где все предусмотрено для людей, уважающих только деньги, ложь и лицемерие? Насилие для тех, которых мы считает хуже себя, - это один из немногих способов выражения своего протеста. И этот протест – возможность для них быть по-настоящему свободными. И с этим желанием и устремлением нельзя ничего сделать. Агрессия, зачастую даже немотивированная - это человеческая природа – прекрасная и беспощадная. Это и есть неравнодушие к жизни, ощущение ее полноты. Это свобода. И хотя способы ее достижения слишком примитивны и беспощадны, все же пусть дерутся, но не молчат. Не колются в подворотнях. Не умирают на чужих войнах. И в этом нет никакой политики, хотя кто-то подведет под уличные драки и тему национализма, и беззубой полиции, и плохого правительства и все, что угодно.
Я прочитала ваши злобные, недовольные отзывы и посты на произошедшее в 130 квартале. «На симпатичных мальчиков напали какие-то отморозки!» «Как можно! Ну что вы, это неприлично!» По мне, так просто детишкам уютных мещан навешали люлей. А что вы, собственно, хотели? Жить красиво по шаблону прогрессивных идей добра, спокойствия и всеобщей радужной любви? Вы сами-то на это, в душе своей, способны? Вы, я, - что мы сделали для настоящей свободы и равенства людей, а не для имитации этой высокой идеи? Ничего. Мы только врем – с экранов телевизоров, в школах, в семьях. Во всех этих высоких идеях, которые мы пытаемся транслировать, нет правды, потому что нам самим, в наших реальных жизнях, эти идеалы зачастую чужды. Унижать, воровать, обманывать, искать места под солнцем и выгоды для себя во всем, – вот это многим из нас – благополучным, воспитанным, образованным - гораздо ближе.
Я понимаю, что быдло и гопники нашему счастливому и благополучному обществу не нужны, мы с радостью сгноили бы их за решеткой – они мешают развитию нашего прогрессивного общества. Но они всегда будут – как напоминание о том, кто все мы есть на самом деле.