Мама иногда скептически замечает: «В 70-е годы дети мечтали стать космонавтами и пожарными, в 90-е – бандитами и проститутками, а в наши дни – ментами и чиновниками».
Опрос на тему, кем хотят стать наши дети, провожу уже несколько месяцев, и выводы для нашей нации напрашиваются неутешительные: социальные, действительно нужные, благородные профессии из представлений подрастающего поколения постепенно уходят.
По работе, во время занятий в секции по тайскому боксу, в дни встреч с друзьями, у которых есть дети, я частенько имею возможность общаться с подростками, и наши беседы неизменно упираются в вопрос выбора будущей профессии. Мне интересно узнать, какое будущее себе рисуют современные дети. Обычно я контактирую с так называемыми успешными, одаренными детьми – спортсменами, отличниками, музыкантами, а также с отпрысками начальников, бизнесменов, журналистов, педагогов, то есть не с той категорией, которая вечно зависает в кабинете инспектора ПДН, а с вполне, скажем так, хорошими и примерными ребятами. И от таких, как правило, ждешь каких-то умных мыслей, живых откровенных разговоров, честных ответов на вопросы и максималистских представлений о будущей жизни. И часто эти дети отвечают именно так, в какие-нибудь 14 лет уже демонстрируя и ум, и сообразительность, и живость, и интерес к окружающему миру. Но в действительности нередко эти дети уже слишком взрослые для своих лет, они уже ни о чем не мечтают, они слишком практичны, они постарели – видимо под грузом примерного родительского воспитания.
На днях один мальчик в Иркутске меня просто поразил своими рассуждениями. 14-летний сын моей хорошей приятельницы прекрасно вписался в компанию 30-летних хоккейных болельщиков. Примерный, умный, добрый мальчик буквально очаровал нашу компанию. И вот когда выдалась минутка для задушевной беседы, я завела свою старую пластинку про то, «кем ты хочешь стать». Ответ меня поразил!
- Я бы в прокуратуру пошел. А что? Там можно крышевать чей-нибудь бизнес, подняться на этом, через 10 лет уволиться и начать собственное дело. По-другому на квартиру, машину не заработаешь по-быстрому, - на полном серьезе рассуждал мальчик.
Контраргументы вроде тех, что профессию нужно выбирать для души, и что главное в жизни – не квартира и машина, а самоудовлетворение, способность быть полезным и нужным обществу, разумеется, не действовали.
- Я не знаю, кем бы я по-настоящему хотел быть. У меня нет такой мечты, - на такой печальной ноте закончился наш разговор.
В секции по тайскому боксу я дружу с несколькими мальчишками, опять же в силу того, что они очень взрослые в свои 14-15 лет. Это настоящие лидеры, сильные, уверенные в себе ребята, которые не страдают подростковыми комплексами и легко могут контактировать с достаточно взрослыми для них людьми. К одному такому подростку я присматривалась долго: физическая сила, благородство поступков, уважительное отношение к старшим – уж этот, казалось мне, станет настоящим героем. И вот что он мне ответил на мой вопрос о будущем:
- Хочу пойти в ФСБ. Говорят, если отучился в их школе, в армии служить не обязательно. Будет много связей, полезных контактов, смогу раскрутиться со временем, - считает юноша.
Кем бы он хотел быть по-настоящему, парень не знает, потому что никогда об этом всерьез не думал, его мысли и мысли родителей, суд по всему, были устремлены только к одному – к жизненному успеху, который в нашей стране выражается исключительно в деньгах и связях.
Чтобы не быть предвзятой, я опросила еще несколько молодых людей и их родителей. Выбор будущих профессий не мудрен – полицейский, сотрудник правоохранительных органов, таможни, юрист и смежные сферы деятельности.
Школьные отличницы – это вообще отдельная тема. У победительниц олимпиад, обладательниц медалей и всеобщей учительской любви голова забита только одним – ЕГЭ по обществознанию. Этот предмет, как ни удивительно, является наиболее популярным у российских школьников. Девочки просто мечтают изучить азы юриспруденции и никчемные российские законы и стать сотрудницами налоговой инспекции, таможни, пенсионного фонда, администрации муниципалитета. Одним словом – служить родному государству, пригревшись на теплом месте.
Такое положение меня удручает. И в первую очередь потому, что дети в стремлении к будущим мифическим материальным благам совершенно перестали мечтать. Вспоминаю себя в 7 лет: я писала на бумажках новости – придумывала их сама – садилась на табуретку, напротив садила маму и читала ей эти новости. Наверное, тогда я мечтала быть Екатериной Андреевой. В 14 лет эти мечты усилились настолько, что я бросила спорт и посвятила себя журналистике. Может быть, это не самая благородная профессия, но когда я выбирала ее, то не думала о том, сколько я буду получать, что дадут мне корпоративные связи, смогу ли откосить от армии, будет ли у меня выход на пенсию в 45 лет, льготы на транспорт и благоустроенное рабочее место с полным соц.пакетом. Почему сегодня молодежь в столь юном возрасте превращается в изощренных практиков, циников, дельцов и крючкотворов? Почему все их мысли устремлены к тому, чтобы поскорее заработать на квартиру и машину? Может быть, эти мысли не так уж и плохи, хотя бы молодежь задумывается о том, что придется самим все это заработать и что родители ничего не дадут. Но с другой стороны, эти ли приоритеты должны быть главными в жизни человека? Ведь о квартирах и машинах можно подумать уже во взрослом мире, а в детском - о чем-то действительно стоящем.
Знаю немало взрослых, 30-летних людей, которые в свои 14 лет уже постарели, или их состарили собственные родители. Эти люди стали юристами, бухгалтерами, аудиторами, чиновниками, налоговиками, юристами, полицейскими. Я ни разу не слышала, чтобы они были довольны работой, или жизнью, или своей страной. Им вечно все не нравится, денег не хватает, хот зарабатывают они прилично, Рашку они просто ненавидят. А заодно и своих предков, которые внушили им мысль о счастливом будущем с квартирой и машиной на должности белого воротничка. И вроде бы им впору задуматься о воспитании собственных детей: как сделать их по-настоящему счастливыми, самодостаточными, гордыми за себя и свою страну? И ответ вроде бы напрашивается сам собой, а слышишь примерно следующее: «Без бабок в этой жизни ты – никто, поэтому мой ребенок должен много зарабатывать, ведь он достоин самого лучшего». А в чем заключается это самое лучшее? Неужели в службе государству, которое тебя не уважает и не любит, и ради денег, которые все равно не сделают тебя счастливым?
Но закончить хочу на позитивной ноте. В нашей секции по боксу есть 11-летний Андрюшка. Обожаю этого несносного мальчишку с красивыми и взрослыми глазами. Не удержалась, и у него спросила про будущее, и он без колебаний ответил:
- Хочу стать хирургом. Буду оперировать на сердце.