В нашем обществе сформировалась прослойка 30-летних людей, у которых нет жилья. Съемные квартиры, грязные углы, обшарпанная мебель, бедность и гнетущее чувство обреченности – вот что такое жизнь без своего жилья.
По сути дела Иркутск – город голодранцев. Молодежь сюда едет изо всех территорий региона, а дать им областная столица ничего не может – ни жилья, ни возможности на него заработать.
Практически все мои знакомые, с которыми я встретилась в прошлый раз в Иркутске, вынуждены снимать квартиры, хотя все они уже достаточно взрослые люди, а женщины в попытках самоутвердиться на работе и обустроить хоть как-то свой быт уже перешли в разряд старородящих, но так и не родивших.
Жизнь людей на съемных квартирах ужасна, и судить я об этом могу не только по своим друзьям: я сама это пережила и снимала вдоволь этого барахла. Когда ты платишь 15-20 тысяч рублей, а это добрая часть твоей зарплаты, если не основная, за ободранную халупу, невольно впадаешь в уныние. Разваливающиеся кровати, неработающие конфорки, текущие краны, тараканы, злобные соседи и навязчивые хозяева, которые все время норовят повысить плату. Неужели мы родились для этого? Для такого вот образа жизни? Ведь мы не пережили революцию или войну, напротив, нам говорят, что мы стали лучше жить.
Региональные власти все время переживают из-за оттока населения и выдумывают всяческие интересные причины, объясняющие этот факт. Но, на мой взгляд, причина тут одна – людей на иркутской земле ничего не держит. И в первую очередь они не привязаны жильем. Что такое собственный дом для человека? Да это все, если хотите. Почему, вы думаете, я так нахваливаю свой Братск? А потому, что здесь у меня есть хороший собственный дом, в котором я впервые за всю жизнь почувствовала себя хозяйкой, почувствовала себя уверенно. Потому что свой угол дает тебе стабильность, стимул идти дальше, строить планы, развиваться, а не тормозиться без конца и края в мыслях о том, выгонят тебя с этой съемной дыры или нет.
Приобрести жилье в Иркутске крайне проблематично. А как его заполучить в городе, где квадратный метр стоит 50 тысяч рублей, а зарплата составляет 30 тысяч в месяц? Я так и не пойму, что препятствует стремительному развитию гражданского строительства в нашем регионе. Махинации с землей? Слишком большой спрос, на котором так приятно поживиться? Скотское отношение к своим людям? Отсутствие политической воли и программного мышления? Зачем сейчас лоббируются интересы строительства аэропортов, дорог и т.д., когда мы не можем обеспечить людей самым необходимым? Нет, я считаю, что не заводы и самолеты сейчас нужны Иркутской области, а жилье – дешевое, качественное и доступное. Можно бесконечно пудрить мозги экономическими моделями, прожектами о строительстве новых производств, на которых все мы несказанно вот-вот разбогатеем, но мы-то понимаем, что сейчас ставка сделана на обслуживание крупного бизнеса, а никак не простых людей.
Раз я сказала о спросе, значит, на строящееся жилье он все-таки есть. Но откуда же он берется при таких маленьких иркутских зарплатах. А тут все просто – люди берут ипотеку. И это, на мой взгляд, их самая большая ошибка в жизни. Когда ты берешь 2 млн рублей, а отдаешь 5, ты становишься заложником и рабом. Не нужно думать, что выплата ипотеки лучше съемной квартиры, потому что и в том и другом случае ты ничем не владеешь и отдаешь собственный деньги неизвестно кому. Грустно наблюдать, как молодые семейные пары, пытаясь расплатиться с ипотечным займом, накануне зарплат постоянно занимают деньги, у них никогда нет лишней копейки на себя, на своих детей, и так им предстоит жить еще 15, 20, а то и 30 лет. Они не могут отстаивать свои позиции на работе или поменять сферу деятельности, ведь они тотально зависят от этой работы и от зарплаты. Это ужасно. Ипотека, как и любой другой кредит, рождает в человеке самое страшное чувство – чувство несправедливости, которое вызывает в свою очередь озлобленность и ненависть к собственной стране, что мы сейчас повсеместно и наблюдаем.
Конечно, валить все на капиталистические банки и правительство удобно, но это было бы не вполне справедливо. Ведь каждый из нас, в конце концов, сам способен повлиять на свою судьбу и изменить жизнь к лучшему – была бы воле и желание. Но я наблюдаю, что людей как-то очень быстро приучили к жизни под лозунгом Пепси: «Здесь и сейчас». Люди не хотят копить деньги, они не хотят ограничивать себя ни в чем, они хотят получать все и сразу. Может быть, поэтому они так рьяно лезут в кредиты и не стремятся разумно решать жилищную проблему, считая, что жизнь можно прожить на панцирных сетках, зато с Айфоном в руках? Говорят, сейчас Иркутская область по долгам перед банками находится в преддефолтном состоянии. Каждый второй сидит в долгах перед банком. Ипотечный кризис у нас еще впереди. Да, люди хотят жить на полную катушку – такова философия больших городов. Даже в Иркутске это очень сильно заметно. У некоторых моих знакомых нет ни кола ни двора, но у них есть дорогая одежда, брендовая косметика, они регулярно ходят в рестораны, на вечеринки, пьют дорогостоящие напитки и ездят на такси каждый день. Мы не пуритане, это точно, но и расточительство имеет свои причины. Маркетинг, внушение ложных ценностей, подмена понятий – все это технологии изворотливых дельцов, которые зарабатывают немыслимые барыши из воздуха, попутно ломая человеческие жизни. Потому что жизнь без самого главного – без своей земли, без своего жилья, без семьи, без детей, без работы, которая нравится, и уверенности в завтрашнем дне – это ничто, это просто картинка.