В том виде, в каком они есть сейчас, мне не нужны. А тем, кто приготовился обрушиться на меня с критикой, предлагаю ответить себе на вопрос: «Вы давно были в библиотеке?» И если давно, то учтите, отчасти на вас лежит ответственность за то, что библиотечное дело в стране в его классическом понимании сегодня умирает. Но, может быть, не так уж это и страшно?
Пожалуй, никто так много и скрупулезно не пишет о библиотеках Братска, как наша газета. Это редакционная политика – поддерживать культуру, любые ее проявления. Но, приходя в библиотеки, я, как правило, не вижу читателей – их там нет почти никогда, и зловещая пустота пугает. В читальных залах иногда играют в шахматы, проводят различные мероприятия, даже нянчат детей! Но увидеть там человека, сидящего за книгой, почти нереально. Падение интереса к чтению, а также его доступность в интернете, фактически сделали библиотеки ненужными. Я не говорю о библиотеках при университетах и научных институтах – свою практическую функцию они, вероятно, выполняют и являются незаменимыми. Я говорю о системах городских библиотек, таких, как в Братске, предназначенных для широкого круга пользователей. За последние годы число таких заведений с 20 сократилось до 11, и что-то подсказывает, что эта тенденция продолжится.
Мы с грустью говорим о том, что информационный век убивает бумажную книгу. На профессиональных форумах библиотекарей можно услышать стенания по поводу того, что это безответственно – отказываться от настоящей книги. Да и сами библиотекари на местах яростно отстаивают право на сохранение бумажного чтения и значения библиотеки, как центра книжного просвещения. С таким отношением я, как человек, увлеченный чтением, не совсем согласна. Почему мы должны оберегать бумажную книгу как что-то святое и неприкасаемое? По-моему, совершенно ясно, что со временем бумага будет уходить из нашей жизни, и не смену ей придет компьютер. Это уже произошло. И не нужно этому противиться. Разговоры о том, что бумажная книга лучше электронной, несостоятельны. Я, ради эксперимента, читаю уже в течение года в электронном варианте, и настолько к этому привыкла, что испытываю некоторый дискомфорт при чтении обычной книжки. Это – лишь дело привычки. Как только бумажное лобби ослабнет, мир стремительно перейдет на электронные носители. А некоторые страны это уже сделали: где-нибудь в Пекине или Бангкоке невозможно встретить человека, который пользовался бы бумажными носителями информации, азиаты используют телефоны и планшеты.
Я не говорю о том, что бумажные книги нужно срочно сжечь и освободить места для строительства торговых центров. Книга, как одно из самых важных и выдающихся явлений человеческой культуры, несомненно, останется. И, возможно, со временем появятся музеи книг, хранилища лучших исторических образцов и т.п. Уверена, человечество позаботится об этом и не утратит это наследие. Нам важно на этапе перехода в информационное общество не потерять библиотеки. Естественно, они должны трансформироваться и меняться, отвечая вызовам времени. Библиотека была и остается культурным центром общества – не просто книгохранилищем, а именно центром культурного наследия и развития. Не нужно, мне кажется, переделывать библиотеки под детские сады и реабилитационные центры, что происходит сейчас конкретно в Братске. У библиотек есть потрясающий потенциал, который позволит создать на их базе площадку для встреч людей вне интернета, а поводом может служить не только чтение. Например: сегодня люди хотят учить иностранные языки – библиотеки могли бы дать эту возможность и организовывать на своей базе такие языковые центры, или центры народного образования – своего рода кружки, курсы по самым разным направлениям знаний. Или, есть сегодня желание у людей организовывать культурные фестивали диаспор с демонстрацией национальных традиций, – где еще проведешь такое мероприятие, как не в библиотеке? В Братске не так много культурных площадок, где это можно устроить, но главное, что они есть. Наши братские библиотеки проводят все эти мероприятия, но не в том масштабе и не так часто и качественно, как хотелось бы. Они работают с очень узким кругом людей – со старыми друзьями библиотеки и не рассматривают возможности расширения аудитории.
Зачастую, в желании сохранить свое непосредственное значение и статус, библиотечные работники стоят на месте, они не могут раздвинуть эти границы, не могут позволить себе даже мысли коммерческого использования библиотек. И власти им в этом никак не помогают: я не слышу ни о каких программах, законодательных инициативах в этом направлении. А они нужны.
Но вполне возможно, что их не будет. А потому действовать нужно самостоятельно и быстро: в капиталистическом мире приходится избирать капиталистические методы, иначе проиграешь и умрешь. И в братской культуре есть примеры, когда такие методы шли во благо. В качестве примера расскажу о том, как у нас реанимировали театр. Нет ничего удивительного, что в рабочем городке профессиональный театр не пользуется популярностью у населения. Но в прошлом году группа инициативных людей организовала мероприятие «Театральная ночь». Привлекли молодежные и профессиональные коллективы, сделали отличную программу, выставили хороший ценник на входные билеты, подключили городские СМИ к этому и организовали широкую рекламу. В итоге народ пошел – был аншлаг, и было очень здорово! Впервые за многие годы удалось создать достойную альтернативу ночным клубам, пошлому боулингу и домашним посиделкам – люди пошли в театр.
Мы, стали меньше читать, информационные технологии меняют наши привычные взгляды и образ жизни, капитализм выдавливает беззащитных, библиотеки закрываются. Но все это - вовсе не повод сдаваться и плыть по течению, уповая на то, что государство не позволит убить библиотеки. Я бы не была в этом столь уверена. В советские времена библиотеки процветали, потому что они были частью большой пропагандистской машины. И частью, согласитесь, содержательной и ценной. Сегодня пропаганды нет, а если и есть, то ее мотором стал телевизор. Мы не хотим в этом участвовать и уходим в интернет, считая, что здесь больше свободы. Но когда не знаешь, что выбирать, свобода не дает удовлетворения. Выбор в пользу настоящей культуры, знаний, живого общения, на мой взгляд, не может быть ошибочным. И все это вполне способна дать библиотека.