Вы давно были на кладбище? Каждый год в один и тот же день в моей семье поднимается тема: ехать на могилу отца никому не хочется, потому что смысла в этом никто не видит решительно никакого, но все едут, страдальчески рассуждая о том, что это наш долг.
Рискую затронуть болезненную для многих тему и поэтому прошу заранее быть снисходительными. Поскольку здесь я лишь попытаюсь задаться некоторыми вопросами, и возможно, мое мнение изменится под давлением ваших контраргументов.
Лично для меня в этой теме ничего болезненного нет. Искренне не понимаю, зачем ездить на кладбище. Ладно бы я была православным человеком, и следование религиозным традициям являлось бы частью моего образа жизни. Однако к верующим себя не отношу. Да и о традициях мало что знаю. А кто знает больше? Как себя там вести? Лично я всегда смущаюсь: что говорить, что делать? И зачем класть конфеты, стряпать блины и наливать водку в рюмку, а то и на могилу?
Меня убивают Родительские дни. Толпы народу раз в год едут на кладбище, чтобы убрать могилу, показать всем, что никто не забыт и ничто не забыто, а потом – устроить вечеринку прямо тут же. Знаете, как «отмечают» Родительский день в деревнях? Напиваются так, что могут остаться ночевать прямо на погосте! Но гораздо интереснее наблюдать происходящее после Родительского дня: куча бомжей и беспризорников устремляется на кладбище, чтобы собрать оставленную еду и искусственные цветы. Один педагог коррекционной школы рассказал мне, как их воспитанники учреждения регулярно ездят на братское кладбище за конфетами, а потом раздают их в классе – угощают друзей.
Но больше всего меня убивают безутешные матери, которые ездят на кладбище ежемесячно и обвешивают свои квартиры фотографиями усопших. Они ездят не только на могилу, но также и на место смерти. У меня создается впечатление, что они хоронят себя заживо вместе со своими детьми, а их безутешное горе больше напоминает признание собственной вины за утраченную жизнь отпрыска.
Я считаю, вины в том, что человек умер, ничьей быть не может. Что случилось, то должно было случиться. И не нужно себя корить и извинятся перед усопшим. Я давно смирилась со смертью отца и не лью слез. Живу со светлыми воспоминаниями о нем и считаю, что достойный образ жизни, в память об этом выдающемся человеке, гораздо важнее походов на кладбище. Потому что я – это часть моего отца, и мне гораздо важнее быть достойным приемником и продолжателем его идей, взглядов и жизненных принципов, бережно хранить дом, в котором он жил, работать на предприятии, которому он посвятил всю свою жизнь. Так память о нем живет.
Я понимаю, что изменить традицию ходить на кладбище в один момент невозможно. Но хотя бы нужно разобраться в смысле и сути того, для чего мы это делаем, и навести порядок, поскольку запущенность наших кладбищ ужасает. В Братске нет ни нормальных асфальтированных дорог, ни ограждений от леса, ни контейнеров для мусора. Я готова платить деньги, чтобы туда не пускали бомжей, и чтобы могилы были в ухоженном состоянии. Но кто бы за это взялся и кому бы все это было нужно?
Хотя по части традиций, к примеру, западное общество не так консервативно, как наше. И по вполне объективным причинам. В маленьких европейских странах землю под могилы не продают, а сдают в аренду – на 20-30 лет. Затем туда закапывают совершенно других людей. И никто не стенает и не жалуется. И не видит в этом ничего кощунственного. В США новая мода на захоронения – отправлять капсулу с прахом усопшего в космос. Я тоже так хочу! И вообще, право на кремирование должно быть у каждого, я лично не хочу занимать место после себя… Но в Братске крематориев, увы, нет. Мне нравится подход к загробной жизни у буддистов и некоторых арабов: первые тела сжигают и радуются смерти, вторые – закапывают в пустыне без размещения каких бы то ни было опознавательных знаков. И не ходят они ни на какие кладбища, не рыдают, не убиваются, не устраивают поминальных встреч. Потому что считают, что любить нужно при жизни. А потом любить уже поздно, да и ни к чему.