На прошлой неделе состоялась хорошая дискуссия, спасибо всем, кто присоединился. Отдельная благодарность sudoplatova, By_The_Way, ollaweila, VadimV, Logic и Ksanna38 за емкие и развернутые комментарии по теме! Вы заявляли несколько тем на будущее, одна из которых мне понравилась особенно. Сегодня говорим о наших братских стариках.
Чтобы не обобщать, буду говорить о братчанах. Я давно убедилась: братские пенсионеры, ветераны – это особая каста людей. Мы в Братске называем их первостроителями города, героями нашего времени и даже живыми легендами. В 50-е годы они приехали в глухую тайгу со всего Союза на комсомольскую стройку – возводить промышленный город. И возвели. Сегодня можно услышать в воспоминаниях, как жили в палатках, как давил минус под 50 градусов, как перекрывали Ангару, строили ГЭС, БЛПК, БрАЗ, Сибтепломаш, как создавали детский лагерь Северный Артек, санаторий Братское Взморье, дворцы культуры, спорта, стадионы, больницы, школы и жилые высотки. Масштабы тех событий были поистине грандиозны: не только Евтушенко и Распутин, но и многие другие – обычные работяги – писали о Братске возвышенную прозу и стихи. Они по сей день воспевают подвиг товарищей и живут категориями тех лет, когда было принято дружить, трудиться на добровольных началах на благо общего дела, быть отчаянными, смелыми, яркими, быть людьми в полном смысле этого слова.
Многие потом вернулись на малую Родину, но для многих Братск стал вторым домом. И вот, по прошествии нескольких лет, становится ясно, что знаменитый город больше не принадлежит его создателям. И никакой он больше не знаменитый. Промышленные гиганты проданы российским олигархам и иностранцам, во дворцах культуры и спорта – сплошь коммерция, Северный Артек и Сибтепломаш развалились. И сыплются сегодня упреки от молодого поколения в адрес этих людей. «Почему вы не уехали обратно из этого лагерного, каторжного Братска? Зачем вы настроили эти заводы, из-за которых ломаются кости, страдают легкие? Кому все это нужно?»
Старики слушают смиренно. Они понимают, не их вина, что все было потеряно и развалено. И все-таки обидно. Они могли бы ответить всем наркоманам, бандитам, мошенникам, властям, которые разрушают их город, созданную ими действительность, но они молчат.
Обидно осознавать, что от былой славы Братска ничего не осталось. Но не для того они строили его, чтобы потом разочарованно сказать: «Все было зря». Братские старики – не из тех людей, которые опускают руки и плачутся над судьбой. Разве возможно представить унывающими людей, которые построили большой и комфортный город в нереальных условиях дикого севера всего за 2-3 десятка лет? Не будет этого никогда. У них сформировался особый северный характер. В Братске его называют настырностью. Как бы не складывались условия, братчане никогда не предадут свой город и свои идеалы, воспетые на глинистой красной братской земле. Каждый день их жизни подтверждает это.
По роду деятельности я часто встречаюсь с первостроителями, и могу с полной ответственностью заявить, что они – самые недюжинные, активные, самые стойкие и оптимистичные люди, каких мне доводилось встречать. Они чтят традиции, которые сами же заложили здесь когда-то. Сегодня в городе действует литературное братство, где поэты-ветераны читают свои стихи о Братске, а целью ставят, не много – не мало, – возродить былую поэтическую славу северной столицы Приангарья. Сегодня наши ветераны – это самые спортивные люди в городе. К примеру, на юношеском первенстве России по санному спорту, проходившем в этом году в Братске, приняло участие около 40 человек, а в городской спартакиаде ветеранов – около 800! А 86-летний Николай Еловой, фронтовик и строитель лесопромышленного комплекса, к примеру, каждый день отжимается от пола по 35 раз и до сих пор участвует в «Лыжне России» и «Кроссе нации». В городе существует один любительский молодежный хор, и около десяти – ветеранских. То же самое с литературными объединениями.
Да что говорить - на наших стариках в городе в буквальном смысле держится все. Воспитывают внуков, кормят неудачливых детей. На производстве самые высококлассные спецы – они, многие руководители лучших предприятий города – ветераны Братска, а не наемные топ-менеджеры из столицы. Они рвут жилы на дачах, они заставляют местных депутатов хоть что-то делать для городской среды. А кто ходит на местные революции? Конечно, старики. Когда выбранного ими мэра-коммуниста грубо вытолкали из власти, они, на костылях, с растрепанными волосами – пошли на митинг в его защиту.
А сколько ветеранов звонит мне в редакцию по поводу несправедливостей жизни! Они требуют разобраться с управляющей компанией, спрашивают совета, как обустроить свой двор, как скрасить пенсионный досуг. Что не напиши – им все любопытно, они хотят обучаться компьютерной грамотности, танцевать, водить машину и даже варить ризотто!
Я всегда с радостью иду к нашим старикам, потому что знаю, меня там всегда ждет интересная история, доброе отношение, там я получу сумасшедший заряд оптимизма. Интересно, что о себе они часто говорят: «Мы не сибиряки, мы – братчане». Братчане – это люди, которых невозможно сломать, благодаря которым наш город живет.