Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Из жизни ездовых собак

5103 просмотра

В разное время были в моде разные породы собак. Немецкие овчарки остались в советском прошлом, когда военная служба была в чести. И знакомые хозяева ротвейлеров жалуются, что щенков не разбирают так, как лет 10 назад. Зато лабрадоры не теряют популярности последние 15 лет. А сегодня мы ощущаем на себе влияние моды как владельцы собак, похожих на волка.
Мода на собак имеет много минусов, самый неприятный - когда собака берется после просмотренного фильма, без знания специфики породы. Но в нашем случае есть очевиднейший плюс: энергия хаски помогла зародиться спортивному движению, ездовому спорту.

Сидеть дома такая собака просто не может. Почему это плюс? С собакой больше проводят времени, причем в активном режиме. На утреннюю пробежку вместе, выходные – вместе. Вы становитесь единомышленниками, друзьями.


Если на выставке хвост вашей собаки судье может по каким-то причинам не понравиться, то в спорте деления на чистопородных собак и метисов нет. Бегут все. Шансы равны у всех.
Три года назад прошли первые соревнования среди любителей. Зимой ски-джоринг (бег на лыжах с собаками), бег с упряжками на спортивных нартах, в бесснежное время года - драйленд, байкджоринг (меняем лыжи на велосипед или просто бегаем в сцепке с собакой). А в прошлом году была зарегистрирована Федерация ездового спорта Иркутской области. В этом году все серьезно: 1 марта стартует непрерывная 100-километровая гонка.
Изучаем истоки ездового спорта: историю крупных экспедиций на собачьих упряжках, чтобы понять, каким образом собаки проходили огромные расстояния. И приходим к выводу, что сегодня собаки, относящиеся к классу северных ездовых, живут хорошо. Современный ездовой спорт взял из истории полярных одиссей только принцип передвижения. Ведь у нас нет цели дойти до Южного полюса, доставить лекарства или перекочевать на новое место. Соответственно, для сегодняшних заводчиков собаки – друзья, а не транспорт.
Из всех прочих мне по душе история полярной экспедиции газеты «Советская Россия», которая была организована тридцать лет назад. Ее участники на собачьих упряжках прошли по Арктике от берегов Тихого океана (поселка Уэллен) до Мурманска — десять тысяч с лишним километров… Она повторяла все классические полярные экспедиции прошлого: никакой помощи моторизованной техники и современных средств связи.
Надежда только на себя и собак. Основной научной целью экспедиции были медико-биологические исследования изменения состояния человеческого организма в условиях длительного высочайшего нервного и физического напряжения, что было обусловлено экстремальными условиями многомесячного перехода.

На долю выпали все самые неблагоприятные условия. Участники пережили суровую арктическую зиму с морозами до -45 градусов и сильнейшими ветрами. С самого начала участники исключили палатки и были вынуждены отказаться от горячего питания. И в таких условиях восемь месяцев, причем из них три – шли в условиях полярной ночи. Груженые нарты постоянно проваливались под снежный наст. Большую часть экспедиции участники шли на лыжах или пешком, то и дело вытаскивая из снега вместе с собаками нарты с провизией.
Как спали? Зарывались в снег вместе с собаками. Причем каждые два часа просыпались и присыпали собак снегом, чтобы не окоченели.
Безусловно, готовилась экспедиция не один год. Участники проходили подготовку, учились выживать в Арктике у коренных народов – ненцев.
Пользуясь опытом местного населения, члены экспедиции все время питались одной пищей: ели сырую струганую рыбу, разрубленное на кусочки мясо моржей, нерп, тюленей.
В таких условиях можно было выжить только вместе с собаками. Что самое поразительное: ни один из участников не заболел. Информации о потеретсобак не нашла: если собака заболевала, ее оставляли в ближайшем пункте и эвакуировали на вертолете.
Участник экспедиции, тогда журналист «Советской России» Юрий Борисихин после написал книгу "10000 км «Полюсом недоступности», один из 500 экземпляров которой сегодня хотели бы иметь многие. (Он, кстати, недавно был на Байкале и следующим летом планирует снова).

Через десять часов в Иркутске стартует первая серьезная гонка.
https://www.youtube.com/watch?v=md5Z0s7AiAQ
Организаторы не спят уже вторую неделю.
Накатана трасса, установлены вешки со светоотражателями, чтобы ориентироваться в ночи. Трасса проверена МЧС, а также приглашенным судьей гонки Валерием Шумиловским, принимавшим участие в качестве судьи в российских гонках «Калевала» и «Северная надежда» последних лет. Участниками по огромному списку собрано снаряжение, в числе обязательных вещей – несколько пар тапочек для собак. Судья настаивает как миниум на трех парах, чтоб была возможность сменить обувь во время перехода по торосняку на льду.
У самого Валерия Шумиловского шесть хаски и пять акита-ину, причем не вольерного, домашнего содержания. Поэтому судья ориентирован на состояние собак, если кто-то почувствует себя неладно, собака остается на чек-поинте.
Для команд организованы три чек-поинта с возможностью отогреться и выпить горячего чаю, а собакам – теплой воды, ведь потери воды колоссальные. Разумеется, все будет зависеть от усталости собак. Ничто не мешает спорстмену не ждать базы отдыха, а отойти с трассы в сторону и отдохнуть где угодно.
Гонщиков сопровождают представтели МЧС на снегоходах, за последней командой едет замыкающий.
Сравнивая два этих события, иркутская гонка Baikal Race кажется прогулкой. Но для Иркутска это непросто. Пройти 100 км вместе с собаками – это не по зимнему лесу побродить. Стартовав в субботу утром, участники планируют финишировать только на следующий день, причем идти и в ночное время, через перевалы Черный и Челпановский.

Для обеспечения безопасности собак и спортсменов подключены 30 волонтеров. Эти 30 человек сегодня с самого раннего утра и до утра воскресения неотрывно будут следить за каждым шагом гонщиков, дежурить на трассе, помогая не сбиться с пути предостерегать в опасных местах трассы, , стелить сено на местах отдыха, помогать ветеринарам. Отдельное спасибо им хочется сказать. Без них такая сложная гонка не состоялась бы.

Разговаривая накануне с участниками, слышу одно: нам главное дойти, пусть и последними, но финишировать. Многие участвуют впервые, и Baikal race – в первую очередь, проверка собственных сил.
В отличие от соревнований гонка подразумевает не скорость, а стратегию.
По словам Олега Тюрюмина, руководителя Байкальского центра ездового спорта, выиграет не самый быстрый, а самый умный.
Завтрашняя мода создается сегодня. Быть может, через много лет северную ездовую собаку будут брать не ради красивых аватарок в соцсетях, а ради активного времяпрепровождения с мечтой поучаствовать в большой гонке Baikal Race.
Наблюдать за гонкой можно будет 1 марта с 14-00 в Тальцах. Трасса будет пролегать вдоль берега музея и в этом месте середина пути. Поэтому дошедшим поддержка пригодится.
Ну, а отчет о Baikal Race не замедлит себя ждать.

Это интересно

URL: http://www.irk.ru/news/blogs/AnnaCherkashina/648/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля