Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

28 тысяч заявок за зиму: при поломке энергетики приходят на помощь

Отопительный сезон для энергетиков всегда является особенным периодом. Нагрузка на электрические и тепловые сети возрастает, тем самым повышая риск возникновения аварийных ситуаций. Особенно сложно в зимние месяцы из-за экстремальных погодных условий проходят в Сибири. Морозы, метели, снежные заносы и ледяной ветер становятся серьезным испытанием для энергетиков, поэтому от них требуется максимум усилий и самоотдачи для того, чтобы в случае нарушений в работе как можно скорее вернуть свет и тепло в дома людей.

Не исключением является и Иркутская область, где энергосистема сегодня уже работает на пределе допустимых нагрузок. Поэтому специалисты Иркутской электросетевой компании (ИЭСК) вне зависимости от времени суток, погодных условий или сложности задачи готовы оперативно отреагировать на любое происшествие. Зима 2024—2025 годов стала очередным испытанием для работников ИЭСК, и мы попросили энергетиков рассказать о том, как прошли зимние месяцы и с какими сложностями они столкнулись.

С декабря 2024 года до конца февраля 2025-го специалисты компании отработали более 28 тысяч заявок от потребителей — это в среднем более 300 звонков о помощи энергетиков ежедневно. Большинство выездов происходило ночью или в разгар морозов. Основные виды зимних работ: монтаж приборов учёта, оперативные переключения, перевод нагрузки, замена опор, проводов, техническое обслуживание подстанций, доливка масла в трансформаторы, устранение нагревов, регулировка напряжения.

Дополнительным вызовом для ИЭСК стало то, что с 1 января компания отвечала за надежность работы не только своих сетей, но и бесхозных, а также других сетевых компаний. Эта обязанность была возложена на ИЭСК в связи с присвоением статуса Системообразующей территориальной сетевой организации.

Несмотря на то, что текущий отопительный сезон пока продолжается, энергетики уже готовятся к следующему — анализируют текущую ситуацию, определяют перечень задач, к которым необходимо приступить в течение года, чтобы следующая зима не сказалась на работе энергосистемы и прошла, как всегда, безаварийно.

«Новогодние подарки» энергосистемы Иркутска

31 декабря и новогодняя ночь в этом году по области были безаварийными, чего не скажешь о начале 2025 года – утром 1 января в регионе случилось сразу несколько аварий. В 06:00 1 января произошла авария на подстанции «Глазково», без света остались больше тысячи жителей Свердловского округа Иркутска, но большинство из них отключения даже не заметили, ведь в 07:31 специалисты полностью восстановили электроснабжение – «прошлогодний» оливье иркутяне доедали уже со светом.

Еще одна авария случилась на подстанции «Бытовая», жители Ленинского округа и части прилегающих населенных пунктов и СНТ могли бы пострадать, но на место прибыли две выездные ремонтные бригады, которые обнаружили отгорание шлейфа на соединении воздушных линий электропередачи. Пара часов работ на высоте, и в 09:28 аварию устранили.

Также менее чем за час две выездные бригады ИЭСК устранили аварию на подстанции «Байкальская». Она не коснулась домов граждан, но без света мог оказаться ТЦ «Цветной парк», но энергетики переключили обеспечение торгового центра электричеством на резервную линию.

Погода, система и случайности проверяют людей на прочность

Еще одним испытанием для энергетиков стала ночь 29 января, когда температура в регионе опустилась до -40 градусов. В таких экстремальных условиях специалисты устранили серьезную аварию на подстанции «Баклаши», где без света остались более 500 жителей поселка Пионерск. Работы по восстановлению энергоснабжения заняли 5 часов, причем энергетики были вынуждены проводить сварочные работы на опоре ЛЭП.

Электромонтёр Баклашинского участка Южных электрических сетей Иван Михайлов, который непосредственно «варил» кронштейн, а затем уже с автовышки устанавливал его на опоре воздушной линии в ту ночь, рассказывает: «Конечно, когда мы работаем в этой маленькой люльке, вдвоём нам достаточно тесно. Помимо двух экипированных мужиков, нужно еще расположить инструменты, приспособления, запчасти и не мешать действиями друг друга. А зимой в морозы металлический пол люльки становится настолько холодным, что при долгой работе это ощущается даже через нашу специальную обувь, хотя она очень тёплая. С этим тоже приходится бороться толстыми носками и дополнительными стельками. Для допуска к таким работам мы проходим специальное обучение, тренируемся действовать в ограниченном пространстве. С опытом такие работы, конечно, становятся рядовыми, мы каждый день то на „когтях“, то в люльке, но всегда на высоте, главное, ничего не уронить», — улыбается Иван.

Но даже если на улице нормальная сибирская зима, сети исправны и работают в штатном режиме, от случайностей не застрахован никто. Эта истина в очередной раз подтвердилась 10 декабря, когда в СНТ имени Кирова в Иркутске погас свет. Причиной этого стал водитель фронтального погрузчика, который врезался в опору, повредив и ее, и электросети. Сотрудники ИЭСК более 8 часов непрерывно работали на морозе для того, чтобы как можно раньше вернуть свет в дома потребителей.

— Время от времени случаются ДТП с повреждением опор. Дороги не везде широкие, особенно это касается садоводств, где машины разъезжаются в миллиметрах от заборов. Но умудряются и на нормальной асфальтированной дороге наткнуться и повредить нам опору. Иногда это водители грузовиков, неверно оценившие габариты, иногда — водители легковушек, когда скорость слишком высока для входа в поворот, — рассказал Алексей Якимов, мастер участка воздушных линий Левобережного РЭС Южных электрических сетей. — Такие работы дополнительно осложняются тем, что новую опору нужно быстро найти и привезти, задействовать несколько спецмашин, чтобы убрать разрушенную и установить новую, после установки нужно повесить новые траверсы, изоляторы, провода, разъединители. И всё это в условиях крайне ограниченного времени. А если это происходит зимой, становится ещё сложнее: руки и лицо замерзают, кабель в нужном направлении не гнётся, приходится греть и так далее. Всё это требует дополнительных затрат сил и времени.

Алексей Лобанов, мастер 4 группы подстанций Южных электрических сетей отметил, что при восстановлении кабельных линий специалистам приходится работать в тонких перчатках, а иногда вообще без них, так как работа требует мелкой моторики. «А когда растворитель попадает на перчатки (а он зимой минусовой температуры), руки замерзают моментально. Несомненно, трактор – это хорошо, но чтобы дополнительно не повредить кабель, на последнем этапе нужно докапывать лопатами. Пока работаешь, становится жарко, но только закончил и приступил к более тонкой работе — мороз пробирается под куртку, и ты начинаешь замерзать», — поделился мужчина.

Аварийные отключения – далеко не вся работа

Этой зимой сотрудники ИЭСК помогали устранять аварии не только на своих сетях, но и на тех, которые к инфраструктуре компании не относятся. Характерный пример — СНТ «Родник» под Иркутском. Жители пожаловались, что у них не хватает мощности трансформатора, который стоит на балансе садового товарищества. Специалисты ИЭСК провели замену трансформаторов и вернули свет в дома дачников.

Есть и другие плановые долгосрочные направления деятельности. В филиале Восточных электрических сетей работают бригады, занимающиеся расчисткой просеки в охранной зоне воздушных линий. Сотрудники выполняют работы вахтовым методом, две недели буквально ночуя в лесу. Большинство линий расположены в лесу, в полях и других местах, где нет ни связи, ни жилья.

На вооружении энергетиков стоит спецтехника — мульчер, который проезжает по любому рельефу и срезает деревья, находящиеся в опасной близости от воздушной линии. Работу этих бригад можно сравнить с телевизионным реалити-шоу по выживанию. Зачастую они остаются один на один с зимней тайгой, в десятках и даже сотнях километрах от цивилизации. В таких условиях важна каждая мелочь, помимо рабочей экипировки не выжить без теплых носков, горячего чая.

— Работа на мульчере – это трудоемкий и непростой процесс. Сперва нужно спилить деревья, а потом измельчить их, что требует много времени и физических усилий. Пока спиливаешь одно дерево, уже ощущаешь усталость, а впереди ещё целая линия. Однако без этого не обеспечить безопасность воздушных линий электропередачи. Очищаем землю от травы вдоль ЛЭП и вокруг комплектной трансформаторной подстанции. Благодаря такой работе можно быстро добраться до подстанции при авариях или для плановых осмотров, — рассказал Юрий Халтаров, мастер филиала «Восточные электрические сети». — Зимой сложнее всего, работаем в болотистой местности, потому что летом проезд бывает невозможен. Земля замерзает, но есть участки, где приходится делать все вручную. Иногда в отдалённых районах нет связи, даже если что-то пойдёт не так, рассчитывать можно только на собственные силы.

Юрий Халтаров отметил, что есть и другие сложности в работе. Например, постоянно нужно следить, чтобы в мульчер не попали металлические предметы. «Одно неловкое движение – и возникает риск не только поломки техники, но и угроза для здоровья и жизни людей. Зимой, конечно, помимо штатной экипировки утепляемся своим, домашним – обязательно несколько пар тёплых носков и перчаток, шарфами закрываем лицо», — пояснил Юрий.

Не только стабильность, но и новые подключения

Несмотря на сложные погодные условия, а какой бы теплой зима ни была, это сложные погодные условия, энергетики смогли не только поддерживать стабильную работу энергосистемы, но и подключить 2500 новых потребителей. Это стало возможным, благодаря слаженной работе и использованию современных технологий. Все работы по подключению проводились «под напряжением», что позволило избежать отключений электроэнергии у других жителей области.

Также зимой не прекращалась работа по реконструкции ключевых объектов энергетической инфраструктуры. На подстанциях «Тулун» в Тулуне и «Коршуниха» в Братском районе транcформаторы заменили на более мощные. Это позволит порядка 500 тысячам жителей Иркутской области получать более качественное энергоснабжение.

В 2025 году в планах компании провести реконструкцию больше двадцати центров питания и строительство новой подстанции в Иркутском районе. Прошедшая зима еще раз подтвердила: работа энергетиков ИЭСК — это не просто профессия, это призвание. Каждый день они доказывают, что даже в самых сложных условиях можно оставаться верными своему делу и заботиться о комфорте жителей региона. Их труд — это гарантия того, что в домах иркутян всегда будет светло и тепло, независимо от капризов погоды или сложностей зимнего сезона.

Фото предоставила пресс-служба ИЭСК

IRK.ru

  • Мудрила страшный 4 марта 2025 в 13:28

    Спасибо простым работягам службы энергетиков.
    Игорь Иванович, ничего не хотите сказать?

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля