В начале встречи Зоя Масловская подчеркнула, что количество обращений людей по поводу укусов собак увеличивается. В 2023 году было зафиксировано 3519 случаев, из них 1264 укуса пришлось на долю детей, в 2024 году уже 4041 человек обратился с подобной жалобой, из них в 1394 случаях пострадали дети. На данный момент, согласно мониторингу, в регионе 11585 безнадзорных собак.
— Основные цели нового законопроекта, который должен будет закрыть пробел в нашем законодательстве – обеспечение безопасности прав и законных интересов граждан, а также гуманное обращение с животными, — отметила Зоя Масловская. — Он призван регламентировать действия властей региона по отношению к собакам без владельцев, защитить людей и создать условия для достойной жизни животных.
Отметим, что на общественные обсуждения нового законопроекта зарегистрировались более 130 человек, и места в зале хватило не всем. Пытаясь расслышать речи спикеров, люди в коридоре возмущались и толкались. Уже через несколько минут уровень шума в тесном зале увеличился: пришлось вызывать полицейских.
Большая часть претензий общественников была адресована содержимому статьи №8 законопроекта, которая определяет порядок умерщвления животных без владельцев. Большинство пришедших решило, что предполагается тотальное убийство безнадзорных собак, хотя в самом начале обсуждения Зоя Масловская подчеркнула: проект закона такую цель не преследует. Эвтаназия как исключительная мера допускается в следующих случаях: если собака получила травмы, несовместимые с жизнью, если необходимо прекратить ее невыносимые мучения, если животное проявляет агрессию или является переносчиком опасных для человека болезней. В проекте закона прописано, что умерщвление необходимо проводить после заключения ветеринаров, быстрым и безболезненным способом.
— Участники, очевидно, не прочитали сам проект закона и выдернули что-то из контекста. Я понимаю, что юридический язык сложен для людей, но в статье прописано, что эвтаназия возможна только в крайних случаях, — отметила исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований.
Согласно Федеральному закону №498 «Об ответственном обращении с животными», субъектам дано право определять порядок осуществления действий относительно бездомных собак у себя на территории. Региональные власти разработали свой проект закона, опираясь на Федеральное законодательство.
— Мы должны прописать порядок действий по отношению к животным без владельцев (отлов, вакцинация, стерилизация), потом составить подзаконные акты: порядок содержания, факторы наступления экстраординарной ситуации, административную ответственность за свободный выгул и прочее, — отметила Зоя Масловская. — Также мы определили понятия, которыми будем оперировать в дальнейшем. Например, в нашем проекте закона введено понятие «Сторожевая собака» (обитающая на закрытой территории и охраняющая имущество), чтобы эта категория животных проходила процедуру регистрации.
Еще одно новое понятие — «Пункт временного содержания». Такие пункты будут служить альтернативой приютам, которые слишком дорого обходятся. Кстати, участники общественных обсуждений высказывались за то, чтобы в регионе создавались муниципальные приюты для собак.
— Действующее законодательство не предполагает строительства муниципальных приютов, это расценивается как нецелевое расходование средств, — объяснила Зоя Масловская. — Но, согласно закону об общих принципах организации местного самоуправления, муниципалитеты имеют право расходовать средства на отлов и содержание бездомных животных, если финансовые возможности позволяют. Чтобы создать приют по всем правилам, нужно порядка 300 миллионов. А пункт временного содержания можно построить за восемь-девять миллионов, они могут быть мобильными. Это нужно для того, чтобы даже на отдаленных территориях, например, северных, можно было создать условия для отловленных собак, пока проводится стерилизация, вакцинация, поиск хозяев.
Участники общественных слушаний усомнились в некоторых подзаконных актах нового законопроекта, аргументируя это тем, что расширение в законодательстве на региональном уровне противоречит Федеральному закону. Однако, как подчеркнула Зоя Масловская, проект закона разрабатывала расширенная рабочая группа: представители Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Прокуратура Иркутской области, Главное правовое управление Губернатора региона, научное сообщество и прочие эксперты. И все юридические нормы соблюдены.
Также на встрече предложили изменить формулировку одного из критериев возникновения экстраординарной ситуации. В проекте закона указано, что к этому можно отнести причинение собакой травмы, повлекшей смерть или тяжкий вред здоровью. Заместитель председателя комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной Палаты Иркутской области Лариса Лобкова предложила убрать из формулировки слово «тяжкий», так как сам по себе укус собаки – это уже тяжкий вред здоровью, особенно для ребенка.
Помимо этого, были озвучены предложения ввести налог на домашних животных, создать зоополицию, а также делать тест ДНК выброшенным щенятам, чтобы определить, от чьей собаки они подброшены, и обязать владельцев выплачивать штраф, который пойдет на содержание животных. За то, чтобы люди несли ответственность за своих животных, ратовали многие участники встречи.
— Большое количество собак бежит из садоводств: люди их оставляют там, — отметила иркутянка Елена Девятайкина. — Я за то, чтобы повышать гражданскую ответственность населения: чтобы у каждой собаки был паспорт, чип, она должна пройти вакцинацию, стерилизацию. У меня самой дома десять собак– всех их я взяла с улицы, у каждой есть паспорт.
Большинство споров во время обсуждения сводилось к противостоянию между зоозащитниками и жертвами укусов собак. Особенно от бродячих псов страдают жители окраин, Плишкинского тракта, садоводств и дачных поселков. Одно из предложений, которое взяли на карандаш, касалось отлова животных на закрытых территориях СНТ, ДНТ.
— В законопроекте мы прописали право на отлов там, а многие просили обязать. Посмотрим, как можно проработать вопрос в правовом поле, — отметила Зоя Масловская.
Эксперт Общественной Палаты, юрист с 20-летним стажем Семен Казанцев подчеркнул, что несмотря на то, что обсуждения вылились в спор, закон принять необходимо.
— На сегодняшний день в Законодательстве Иркутской области на региональном уровне существует пробел. Соответствующего закона нет, и его депутаты принять обязаны. И чем быстрее они это сделают, тем лучше, — отметил Семен Казанцев. — И сегодняшний накал эмоций показывает, что равнодушных к этой теме нет. Каждый из нас за то, чтобы собаки были домашними, а не обитали у мусорок, и за то, чтобы жизнь человека ценилась не менее, чем жизнь собаки.
Представитель Общественной палаты Екатерина Бояркина отметила, что прошедшее мероприятие — это не публичные слушания, а общественные обсуждения, цель которых — увидеть первые впечатления людей.
— Поскольку сегодня было много разных мнений, законопроект нужно будет усилить предложениями специалистов, которые сегодня выступали, доработать его и затем провести публичные слушания, которые пройдут перед внесением его на сессию Заксобрания Иркутской области, — отметила Екатерина Бояркина.
Элина Хитрина, IRK.ru. Фото автора и Маргариты Романовой
Хочешь заволокитить вопрос-создай комиссию…. А воз и ныне там…