Сегодня пассажиров по городу возят не только частные перевозчики, но и муниципальный транспорт МУП «Иркутскгортранс» (автобусы) и МУП «Иркутскэлектротранс» (трамваи и троллейбусы). В отличие от соседнего Ангарска трамваи в Иркутске не менее востребованы, чем автобусы и заполнены они практически постоянно. В частности, это касается маршрута №1. В часы пик в вагонах просто не протолкнуться, а кондукторам приходится протискиваться между пассажирами, либо заходить из одной двери в другую, чтобы собрать плату за проезд.
Одна из причин, по которой жители и гости города выбирают трамваи — низкая стоимость проезда. Сейчас одна поездка стоит 35 рублей. Кроме того, трамваи ходят немного дольше, чем другой городской транспорт, а еще гораздо меньше стоят в пробках. За 2023 год трамваи перевезли 12,2 миллиона пассажиров. В 2024 году их количество немного снизилось – до 11,9 миллиона человек.
Каждый день на линию в Иркутске выходят от 30 до 35 трамвайных вагонов по семи маршрутам №1, 2, 3, 4, 4а, 5 и 6. Они ездят в разных районах города, в том числе связывают левый и правый берег областного центра. Чаще всего ходят трамваи №1 (интервал 7-8 минут), на линию выходят 13 вагонов. Реже всего на остановках можно увидеть №2 и 4а. Их интервал движения составляет 41-46 минут, поскольку на линию выпускают всего по два трамвая.
В конце 2024 года некоторые иркутяне заметили, что интервал движения электротранспорта немного увеличился, а на остановках стало скапливаться все больше народу. В такие моменты пассажиры вынуждены долго ждать вагоны на морозе, пересаживаться на другой транспорт или же вовсе идти пешком, когда пробки в областном центре достигают больше 10 баллов. Как сообщили в администрации Иркутска, отвечая на запрос журналиста IRK.ru, причин для задержки трамваев может быть несколько: ДТП, транспортные заторы, припаркованные на рельсах автомобили, а также выход на линию меньшего количества трамваев из-за технической неисправности. В ближайшее время из-за непригодности хотят списать 17 единиц подвижного состава. И закупать новые вагоны в 2025 году не планируют.
Также наблюдаются проблемы с ремонтом вагонов, закупкой нового оборудования. Основную часть комплектующих для иркутских трамваев приобретают в Челябинске и Новосибирске, однако некоторые запчасти уже не производятся, а компании-изготовители электронных блоков больше не представлены на рынке. Возникают трудности и с приобретением некоторых импортных электронных компонентов, произведенных в европейских странах.
— Обновление подвижного состава электрического транспорта, модернизация существующей инфраструктуры требует значительных затрат. По предварительным расчетам, на обновление парка трамваев необходимо более пяти миллиардов рублей. Однако реализовать эти мероприятия за счет бюджета города и силами МУП «Иркутскгортранс» не представляется возможным. К тому же полученная от перевозки пассажиров прибыль не покрывает затраты предприятия, — подчеркнули в администрации города.
Но перспективы у иркутского трамвая все же есть. В 2024 году власти города заключили муниципальный контракт на проведение научно-исследовательской работы по разработке комплексной программы развития городского транспорта и документа планирования регулярных пассажирских перевозок. Как подчеркнули в мэрии, разработка НИР позволит администрации города принимать участие в федеральных проектах по обновлению подвижного состава и инфраструктуры.
Будем надеяться, что новый виток развития будет ждать городской электротранспорт в ближайшее время. Сегодня областному центру действительно не хватает проведения серьезной транспортной реформы. И конечно же всем горожанам хотелось бы иметь такие же трамваи как в Москве: с зарядками для телефонов и кондиционерами. А еще в столичном транспорте можно спокойно расплатиться банковской картой или картой «Тройка» (не только социальным категориям граждан), по которой можно получить скидку. Кстати, кондукторов в московских трамваях нет, зато есть контролеры, которые часто заходят на остановках и проверяют оплату проезда. И бумажный билет им даже не требуется, все проверяют электронно, считывая информацию с карты с помощью специальных устройств.
В Иркутске же, прежде всего, хотят решить две главные задачи: обновить трамвайный парк и закрыть потребность в кадрах. Сегодня в Иркутске остро не хватает водителей электротранспорта и кондукторов. Нехватку сотрудников почувствовали на себе не только пассажиры общественного транспорта, но и автомобилисты. Дело в том, что из-за отсутствия кондукторов в некоторых вагонах оплачивать поездку нужно водителю трамвая. В результате очередь выстраивается как внутри вагона, так и на выходе из него. В таких случаях, по правилам ПДД, водителям личных машин приходится стоять перед общественным транспортом, пока из него не выйдет последний пешеход.
—Для привлечения кадров «Иркутскгортранс» взаимодействует с учебными учреждениями города, центрами занятости и размещает вакансии на своем официальном сайте. Однако несоответствие объема спроса и предложения по рабочим профессиям на рынке труда Иркутска в целом не позволяет в полной мере закрыть кадровую потребность, — подчеркнули в администрации.
По состоянию на 15 января 2025 года, на предприятии трудоустроено 690 человек, 805 сотрудников — с учетом совместителей. Особенно дефицит наблюдается среди водителей трамваев и троллейбусов — 37 и 49 человек соответственно.
Несмотря на эти трудности, трамваи продолжают быть важным и востребованным транспортом, и иркутяне надеются на решения, которые помогут сохранить и улучшить эту неотъемлемую часть городской инфраструктуры. Во время своей пресс-конференции в январе 2025 года мэр Иркутска Руслан Болотов вновь поднял вопрос о проведении транспортной реформы, подчеркнув, что следующим ее этапом станет обновление подвижного состава троллейбусов и трамваев.
— За два года мы обновили 126 автобусов. Следующий этап – обновление подвижного состава троллейбусов и трамваев. Думаю, что в ближайшие полтора месяца мы озвучим те решения, которые в этой сфере будут реализованы. Следующий этап — создание перехватывающих парковок, пересадочных узлов, жесткие ограничения по парковкам, и уже параллельно с этим будет регулироваться система маршрутов. Работаем над тем, чтобы увязать все в единую концепцию. Но здесь важна последовательность действий, которая позволит снизить дискомфорт, — подчеркнул Руслан Болотов.
Фото из архива IRK.ru
Наталия Раткевич, IRK.ru
«Как подчеркнули в мэрии, разработка НИР позволит администрации города принимать участие в федеральных проектах по обновлению подвижного состава и инфраструктуры.» Почему раньше этим не занимались? Мы отстали на десяток лет от других городов с нормальным ОТ. "Будем надеяться, что…