Андрей Саврасов родился и вырос в Санкт-Петербурге. Баскетболом занимается с 6 лет. Играл в «Зените-2», входил в юношескую сборную России, а в 16 лет дебютировал в Единой лиге ВТБ. В январе 2019 года Андрей поступил в университет Texas Tech (колледж с сильной баскетбольной программой) и переехал в США. В NCAA он провел несколько сезонов, играя за разные команды, а в 2024 году вернулся в Россию.
— Конечно, я мечтал попасть в НБА, но достичь этой цели не удалось несмотря на неплохие сезоны, — рассказывает Андрей. — Был вариант остаться в Джи-Лиге НБА, но мы с моим агентом решили, что для развития карьеры лучше уехать в Россию. На родине мне хотелось попасть на самый высокий уровень — в Единую лигу ВТБ, но там гарантированных вариантов не было. И я понял, что лучше будет начать с команды Суперлиги, чтобы адаптироваться в российском баскетболе, который отличается от американского. Было несколько предложений из Суперлиги, и «Иркут» мне показался самым лучшим в плане состава и тренерского штаба – многих ребят я уже знал, с кем-то играли по молодежи. Например, с Костей Шевчуком знаком с малых лет, мы занимались у одного тренера в детстве, с Сашей Ершовым, Кириллом Савиным мы одногодки, играли в юношестве и друг против друга, и в сборной. Также я успел поиграть под руководством отца Яна Додеуса – очень хорошего питерского тренера. С Максимом Прощенко играли друг против друга (я за фарм-клуб «Зенита», он – за фарм-клуб «Химок»). Наш главный тренер Николай Шманов тоже из Санкт-Петербурга, мы знали друг друга заочно. Так что я без проблем влился в иркутский коллектив, нашел со всеми общий язык.
— Андрей, а что до этого Вы слышали об Иркутске?
— До перехода в «Иркут» я был в Иркутске дважды – на выездных играх, когда еще играл за «Зенит». Тогда ничего особо не успел увидеть. Знал, что Иркутск – это город, близкий к Байкалу. Сейчас же познакомился с ним поближе.
— Были на Байкале? Самый популярный вопрос для гостей.
— К сожалению, еще не был: все никак не получается. Но скоро ко мне прилетят мама с сестрой, их я обязательно свожу туда.
— Что вам нравится в Иркутске?
— В первую очередь – снежная зима, я просто наслаждаюсь ею… Такая зима должна быть во всех городах! (смеется). Я из Петербурга, а там в это время года ветра, слякоть, то плюс, то минус… Еще хочется отметить местную кухню: я люблю поесть, и меня радует, что Иркутск находится близко к Востоку и здесь много заведений вкусной азиатской еды (у меня даже появился любимый китайский ресторан). Также мы с ребятами часто ходим в кафе бурятской кухни, которое находится недалеко от спортзала: нравятся там супы, буузы.
Еще отмечу, что Иркутск немного похож на мой родной Петербург: слышал, что их улицы проектировал один архитектор. Я очень люблю Питер, считаю его лучшим городом в стране, поэтому архитектура Иркутска мне тоже нравится.
— А по части инфраструктуры, сервиса: какие сложности испытываете?
— Общественный транспорт расстраивает. По сравнению со Штатами, где все было в шаговой доступности и кто-то из партнеров по команде мог отвезти, в Иркутске я, как и многие приезжие игроки, без машины. И чаще всего передвигаюсь на автобусах и маршрутках. А так как парень я немаленький, ездить в общественном транспорте тяжеловато…
— В кого же вы такой высокий?
— В папу (улыбается). Он — профессиональный волейболист, играл за питерский «Автомобилист», а также за команды Новокуйбышевска и Нового Уренгоя. Мама занималась конькобежным спортом. Так что семья у нас спортивная. Родители сразу поняли, что я буду высоким, поэтому отдали меня в баскетбол — папа решил, что там возможностей больше, чем в волейболе.
— Помимо баскетбола, следите ли за иркутской спортивной жизнью?
— Я слышал, что в Иркутске популярен хоккей с мячом, но сам на играх еще не был, так как график тренировок и собственных матчей насыщенный. Надеюсь, что время для этого еще появится.
— Что скажете о поддержке местной публики?
— По своему опыту скажу, что из всех городов, где я играл, в Иркутске – самые лучшие болельщики! Я так говорю не потому, что сейчас тут играю, это объективное мнение многих людей. На матчах «Иркута» всегда нереальная атмосфера, полные трибуны даже в будни, фанаты кричат, поддерживают, после игры дети подбегают, просят автографы, взрослые фотографируются. Причем зачастую иркутские болельщики подходят и к игрокам другой команды, если кто-то в их составе успел отметиться, а это о многом говорит. Значит, зрители тут не просто приходят поболеть за команду, а действительно любят баскетбол, разбираются в нем.
— Конечно, напрашивается вопрос: какова разница между американским и российским баскетболом?
— Меня часто спрашивают об этом. Я бы сказал, что наш баскетбол интеллектуальнее, тактичнее, более командный. А американский – быстрый, атлетичный, сильнее за счет индивидуального мастерства.
— А менталитет? Американский и сибирский — есть ли разница?
— Не скажу, что сибиряки суровые, как принято считать — я такого не замечал. В США я провел пять с половиной лет и за это время успел пожить в трех штатах: Техас, Джоржия, Пенсильвания. Помимо этого, объездил пол-Америки, играя в студенческой лиге. Хотя в Штатах я убедился, что наши народы на самом деле похожи во многих моментах. Понятно, что культурный код разный, но какие-то общие черты есть.
— Кто ваш любимый игрок?
— Коби Брайант! Из-за него я и полюбил эту игру. Для меня он — пример трудолюбия, работы над собой. Нравится его философия и на площадке, и за ее пределами.
— Ваша задача на сезон — адаптироваться в российском баскетболе, а какие задачи перед собой вы ставите как игрок «Иркута»?
— Выигрывать каждую игру и попасть в плей-офф. Конечно, бывают матчи, где мы «просаживаемся» и показываем не очень хороший баскетбол, но как только мы найдем стабильность, свою игру, то нам горы по колено.
Элина Хитрина, IRK.ru. Фото Маргариты Романовой и из сообщества Вконтакте БК «Иркут»
а как же Леброн!)