По словам начальника управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью прокуратуры Иркутской области Владимира Бабикова, развитие современных технологий помимо положительного эффекта принесло в наш мир и такое негативное явление, как IT-преступность. Каждое третье злодеяние в Иркутской области совершается именно в этой сфере. К уголовной ответственности за 10 месяцев привлекли свыше тысячи человек. В целом за девять месяцев в Иркутской области произошло почти 30 тысяч преступлений. Доля IT-преступлений в этой структуре составляет 30%.
Жертвами преступников становятся абсолютно все категории граждан вне зависимости от возраста, уровня образования и рода занятий. Мошенники пытаются получить личные данные под различными предлогами. В их числе — перерасчет пенсий, замена счетчиков, задолженность книг и многое другое. Модификации насчитывают более 30 различных схем.
Как обманывают доверчивых граждан?
Пожилых жителей региона чаще всего обманывают под предлогом, что их родственник попал в беду: по его вине произошло ДТП и пострадали люди. В основном звонки поступают на стационарные телефоны. Звонящие могут представляться следователями, сотрудниками ГИБДД, врачами, работниками иных служб. Они просят направить определенную сумму на лечение пострадавших или за непривлечение виновника к ответственности. После этого злоумышленники передают трубку якобы родственнику пенсионера, который по заранее разработанной схеме и плачущим голосом, чтобы нельзя было его распознать, подтверждает слова своего пособника.
— В такой стрессовой ситуации пожилые люди не способны объективно оценить обстановку. Они домысливают, что разговаривают с кем-то из родственников или знакомых, называя их имена, которые преступники используют в дальнейшем разговоре, — подчеркнул Владимир Бабиков.
Представитель региональной прокуратуры напомнил, что правоохранители или врачи не звонят с такими предложениями и тем более не просят сохранить все в тайне. В таких случаях важно сразу прекратить разговор и перезвонить своим родственникам, чтобы убедиться, что с ними все в порядке. Ни в коем случае не паниковать, если близкий человек не ответил сразу.
По другой распространенной схеме преступники могут звонить на мобильные телефоны граждан и представляться сотрудниками банков и правоохранительных органов. Они сообщают, что в отношении собеседника якобы совершаются мошеннические действия: злоумышленники, получив доступ к личному кабинету в банковских приложениях или на сайте госуслуг, пытаются оформить кредит, который нужно получить раньше аферистов и перевести деньги на безопасный или резервный счет (в действительности не существующий - прим.ред.). После этого доверчивые граждане, действуя в состоянии стресса и под влиянием психологических приемов мошенников, оформляют кредиты в банках на крупные суммы. Затем эти деньги они добровольно переводят по указанным преступниками реквизитам.
— В основном мошенники используют названия двух крупных банков, работающих с социальной сферой. Люди верят в такие фразы, как «Вас обманули», «Срочно», «Безопасный счет». И чаще всего, когда они слышат, что они лишатся средств, заработанных честным путем, они начинают плохо воспринимать окружающую обстановку, совершают необдуманные и очень быстрые действия, не успевая подумать. Уже после обмана многие потерпевшие не могут объяснить свои поступки. Поэтому, чтобы таких случаев не произошло, нужно заниматься профилактикой, — сообщила врио начальника КМО по ИТТ КМУ ГСУ ГУ МВД по Иркутской области Мария Кузьмина.
Видео из телеграм-канала Центробанка
При звонках к жителям области могут применять и другие преступные схемы. Это может быть просьба оказать содействие правоохранителям в поимке мошенников. При этом использовать в качестве приманки будут их сбережения, которые в последующем им обещают вернуть.
Бывали случаи, когда людям сообщали, что средства с их счета поступают в поддержку украинской армии и их привлекут к ответственности за измену Родине. Для подтверждения своих слов преступники предупреждали о возбуждении уголовных дел в отношении граждан и необходимости вывода средств на другие счета.
Еще одна популярная схема обмана — звонки от операторов сотовой связи. Называя личные данные жертвы, злоумышленники сообщают об истечении срока действия договора с абонентом. При попытке завершить разговор они могут настаивать на его продолжении, пугая тем, что отключат номер спустя несколько часов и даже минут после разговора. В дальнейшем преступники просят назвать код из смс, таким образом получая доступ персональным данным и создавая почву для реализации преступной схемы. В прокуратуре напомнили, что по таким случаям операторы связи не звонят, тем более по обычным мобильным номерам и не просят продлевать договор дистанционно.
Многие мошенники также могут сразу не называть себя в разговоре, давая собеседнику самому домыслить, кто им звонит. Они просят занять определенную денежную сумму, пополнить баланс телефона, помочь с заправкой автомобиля и так далее. В таких случаях бывает достаточно назвать вымышленное имя, чтобы понять, что перед вами обманщик. Никогда не переводите деньги незнакомым людям, кем бы они ни представлялись.
Все чаще злоумышленники стали звонить абонентам в мессенджерах, добавив в профиль фото с узнаваемой символикой, например, портала госуслуг. Контакт также может принадлежать якобы службе безопасности банка, знакомому, коллеге или начальнику. Особенно в случаях взломов аккаунтов. Иногда злоумышленники получают доступ к профилям и контактам при пренебрежении двухфакторной аутентификацией.
Также в ловушку можно попасть при переходе по незнакомым ссылкам, например, с просьбой проголосовать в конкурсе детских рисунков. Некоторым людям могли поступать сообщения от банков, в котором говорилось, что в соответствии с распоряжением правительства со счета абонента ежемесячно будут списывать определенную сумму на нужды СВО и если он не согласен, то необходимо кликнуть по ссылке, указанной в смс. Однако в таких случаях не нужно переходить на сторонние сайты или выполнять просьбы «коллеги» или «знакомого», сначала убедитесь, что это на самом деле он.
Часто мошенники обманывают людей, которые хотят заработать на инвестициях. Простой способ не стать жертвой преступников — удостовериться в подлинности сайта, самостоятельно набрав в браузере адрес официальной интернет-страницы интересующей организации, а также проверив участника рынка ценных бумаг на сайте Центробанка.
Напомните своим близким о правилах безопасности
Видео из телеграм-канала «Вас обманывают»
Преступники не стоят на месте, постоянно меняют способы обмана и придумывают новые. В своих аферах они также используют дипфейки, подделывая изображения и голос. Нередко в преступления втягивают несовершеннолетних, выманивая данные карт родителей или имеющиеся дома сбережения. В связи с этим важно напоминать своим близким о правилах безопасности. Ограничьте доступ детей к вашим гаджетам. А если вам позвонят мошенники, то не продолжайте с ними разговор, лучше сразу положите трубку.
— Важно и нужно постоянно говорить своим близким и знакомым, что нельзя никому переводить и передавать свои деньги, данные банковских карт, коды в сообщениях, переходить по незнакомым ссылкам, инвестировать деньги в сомнительные проекты и прочее. Также необходимо консолидировать наши совместные усилия, и тогда мы сможем противодействовать этому негативному явлению и уменьшить количество пострадавших, — резюмировал Владимир Бабиков.
В материале использованы фотографии с сайта Freepik
Наталия Раткевич, IRK.ru
Такое ощущение, что чем больше об этом все говорят, тем больше мошенников становится.