Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Чтобы прочувствовать картину, нужно эмоциональное усилие»

26 октября в Галерее В. Бронштейна открылась персональная выставка красноярского художника Андрея Исаенкова «В течении». Она продлится по 8 декабря. Накануне открытия сам художник провел авторскую экскурсию для журналистов. Мы узнали, почему создавать абстрактные картины сложнее и правда ли, что некоторые зрители боятся на них смотреть.

Андрей Исаенков работает на пересечении минимализма и абстракции. Свой стиль характеризует как «красноярский новый реализм». Новый – чтобы не путали с другим представителем красноярского реализма Василием Суриковым. «В работы можно вглядываться как в воды Енисея, узоры тайги или наскальные рисунки. Живопись автора подобна потокам эмоциональных течений: погружаясь в них, зритель остается наедине с собой» — из аннотации к выставке «В течении».

Со своим зрителем Исаенков разговаривает через цветовые композиции. В работе художник использует сложные цвета, многоплановые. Выставка поражает буйством красок, яркостью цвета, интересными сочетаниями. Неудивительно, что для усиления эффекта в день открытия выставки сотрудники галереи оделись в черное.

Андрей Исаенков
Все картины на выставке — без названия. Чтобы зрители могли прочувствовать в работах что-то свое

Андрей Исаенков

Все картины на выставке — без названия. Чтобы зрители могли прочувствовать в работах что-то свое

В картинах, по большей части, задействованы два-три цвета. На авторской экскурсии Андрей Исаенков рассказал, что приветствует, когда зрители домысливают задумку его работ или предлагают свою трактовку. Например, глядя на одну из работ (яркие пятна с черной решеткой), у зрителей часто возникают приземленные ассоциации с сеткой-рабицей. Но по задумке художника, там ромбы. «Для меня это — соединение мужского и женского треугольников», — говорит Андрей.

Как же правильно «читать» абстрактные картины? Об этом мы спросили у самого Андрея Исаенкова и куратора выставки «В течении» Алины Свердловой-Александровой.

— Важно не пробегать мимо каждой работы, задержаться, погрузиться, прочувствовать ее энергетику, увидеть все грани, — отвечает Андрей Исаенков. — Тогда и окружающий вас мир раскроется с новой стороны.

Когда речь заходит об абстрактных картинах, часто приходится слышать, мол, так и ребенок нарисует, что за мазня… Вас не обижает критика?

— Я не обижаюсь, пускай говорят, — отвечает Андрей Исаенков. — Такие комментарии я слышу с момента, как только начал писать картины. Я всегда говорю: дети очень талантливы, дайте им краски, пускай рисуют. Готов даже помочь! Когда взрослые выражают непонимание, хочу сказать: в искусстве важно уметь видеть. Если вы уверены в том, что абстрактная картина пишется легко и просто, то попробуйте сами ее создать.

— Порой создать абстракцию гораздо сложнее, чем реалистическую картину, — добавляет куратор выставки, искусствовед Алина Свердлова-Александрова. — В реализме все четко: зритель видит натюрморт, пейзаж, портрет, и диалог ведется через знакомые символы. А в нефигуративной живописи у человека нет этой узнаваемости, явного считывания, поэтому встреча с таким искусством – это всегда работа над собой. Нужно какое-то эмоциональное усилие, чтобы понять, прочувствовать настроение картины.

Есть ли критерии хорошей работы в абстракции? В реалистичной живописи есть каноны, есть правила. А как понять, что картина нефигуративной живописи достойна места в галерее или музее?

— У художников есть понятие «культура холста». Как правило, если художнику это дано, то он может создать мощное высказывание, — отвечает Андрей Исаенков. — Когда смотришь и ничего не мешает тебе общаться с картиной, нет барьера, лишнего шума. Но такое искусство — более тяжелая работа для зрителя. Понимание абстрактных картин зависит от насмотренности, опыта и образования человека.

— Неважно, что перед вами: абстракция, реалистичная картина, пейзаж, натюрморт. Есть определенные законы композиции, гармония произведения, сочетания цветов, которые воспринимает наш глаз, — отмечает Алина Свердлова-Александрова. — Все это важно. Но главное – гармония рисунка, какое настроение он несет, заряд эмоций. Даже при небольшой насмотренности мы понимаем, что перед нами — искусство.

Сегодня несколько раз было озвучено, что в каждой картине можно увидеть что-то свое. Я уверена, что большая часть девочек, пришедших на выставку, увидит здесь подложку для сториз и фон для собственного портрета…

— И хорошо, — улыбается Андрей. — Перед открытием своих прошлых выставок я говорил: давайте позовем девчонок-моделей и пускай они пилят свои сториз, фотографируются. Кто-то снимал рекламу сумок на моих картинах, почему я должен быть против? Я только за – красивые люди на фоне красивых картин!

А как же быть людям, у которых отсутствует ассоциативное мышление? Как развивать его?

— Мне кажется, таких людей не бывает. Какие-то ассоциации все равно возникают — с картинами, с музыкой, с балетом, поэзией, Человек не может быть железным, — подчеркивает Андрей.

— Многие просто не могут озвучить, что они видят, ассоциация возникает, но человек не может сказать, о чем она, — подмечает Алина Свердлова-Александрова. — Ведь беспредметное произведение – это встреча с самим собой, которая многое говорит о личности смотрящего. А сказать публично или кому-то, что видишь и чувствуешь, значит раскрыться, что для большинства страшно. Проще сказать, что ничего не вижу. А если человек привык только к предметной живописи, ему страшно столкнуться с собственными размышлениями, он не знает, как смотреть, какую эмоциональную работу надо провести.

Андрей, вы упомянули сегодня, что ваш любимый художник Ян Вермеер. А что вы читаете, слушаете?

— Из музыки я люблю классический джаз, рок, и даже шансон – почему нет? А чтобы лучше понять мои картины, их нужно смотреть под альбом «Метаморфозы» композитора Филиппа Гласса. Что же касается литературы, то мне нравится перечитывать уже знакомые произведения. Чтобы с каждым разом находить что-то новое, ведь я сам меняюсь и со временем воспринимаю текст по-другому. Сейчас, например, снова читаю Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Также мне нравится «Степной волк» Германа Гессе.

А находите ли вы что-то новое в собственных картинах с течением времени?

— Многие старые картины, которые я создал в 90-е, сейчас кажутся мне неудачно написанными. Как-то раз я попытался переписать одну, но быстро понял, что это бред. Да, она не идеальная, не совсем удачная, но она отражает меня в тот период, меня такого уже не будет. Она сохраняет время, ту версию меня.

Справка:

Андрей Исаенков – современный художник из Красноярска. На его счету более десяти персональных выставок в России, участие в групповых проектах в «Арт-Манеже» (Москва) и «Эрарте» (Санкт-Петербург). Работы автора находятся в частных галереях и коллекциях в России, Германии, Австрии, Норвегии, Великобритании, США и Канаде.

Элина Хитрина, IRK.ru, фото автора и пресс-службы галереи Бронштейна

  • Tara 4 ноября 2024 в 10:30

    Ещё один «голый король» и кучка ахающих верноподданых ценителей.))

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля