Пресс-тур в Китай начался с перелета из Иркутска в Пекин. Рейс был от Hainan Airlines, путь в другую страну занял всего три часа. Почти столько же времени мы провели в аэропорту, пока заполняли иммиграционную карту, проходили паспортный контроль и искали потерянную часть багажа.
В Пекине делегацию российских журналистов несмотря на позднее время встретили сотрудники канцелярии иностранных дел и проводили в отель. Первые же детали, которые поражают в Китае, это небоскребы, множество автомобилей премиум-класса и дороги с крупными эстакадами и мостами. Разместились мы в отдельных номерах отеля Jinglun Hotel, который располагается практически в центре столицы КНР.
Дворец императора Китая
На следующий день после завтрака представителей СМИ Иркутской области и Бурятии повезли в Запретный город — масштабный дворцовый комплекс в самом сердце Пекина. Он служил местом жительства всех императоров Поднебесной с династии Мин до конца династии Цин — то есть с 1400-х до 1912 года. Из этого дворца Китаем правили 24 императора, а обычным людям доступ в него был запрещен.
Сейчас культурный объект известен как музей «Гугун», что означает «бывший дворец». Общая его площадь — 720 квадратных метров. На территории находится 980 древних строений, которые постоянно реставрируются. Комплекс привлекает множество туристов: каждый местный житель, приезжая в город, считает своим долгом посетить его. Из-за этого делегации пришлось около 40 минут постоять в очереди, прежде чем попасть на территорию музея.
Сопровождавший нас гид представился для удобства Василием. По его словам, дворец императора Китая обслуживали девять тысяч евнухов и десять тысяч служанок. Кроме того, у правителя была еще охрана и чиновники. Также принято считать, что во дворце императора 9999 покоев и одна маленькая комната — чуть меньше, чем в небесном дворце Бога.
В комплексе есть внешняя часть, которая использовалась для проведения церемоний, и внутренняя, где размещено жилище императора и его семьи. Архитектурные элементы окрашены в символические цвета, на крышах — целый ряд статуэток, среди которых дракон и феникс, а на площадках между строениями установлены скульптуры львов. Кроме того, на территории можно заметить чаны, в которых хранили воду на случай пожара.
Высота дворца — 34 метра. В радиусе пяти километров вокруг комплекса запрещено возводить строения выше этой отметки, так как по поверьям император должен быть ближе всех к небу. Окружают комплекс стены высотой восемь метров и длиной 3,4 тысячи метров и глубокий ров с водой. Дворец поражает своим масштабом и детализацией.
Традиционное искусство
В Пекине делегация журналистов из Иркутска и Улан-Удэ также посетила фабрику перегородчатой эмали. Все изделия изготавливаются вручную, этим объясняется высокая стоимость готовых товаров. Дизайнеры разрабатывают проект, мастера делают основу из бронзы, затем напаивают на нее перегородки, заполняют рисунок эмалевым порошком, обрабатывают изделие при высокой температуре и полируют.
Глава фабрики представила нам магазин и цеха, в которых как раз шла работа, а также рассказала, что техника перегородчатой эмали возникла в Китае во времена династии Юань (1271—1368 годы), придя из Арабских стран, и распространилась при династии Мин (1368—1644 годы).
В одиночку изготовить одно изделие невозможно, в процессе участвует несколько человек, которые специализируются на разных этапах. Помочь овладеть этим видом искусства может только другой мастер: в учебных заведениях такое не преподают. Раньше на подготовку нового мастера уходило около трех лет, сейчас процесс протекает быстрее.
Мы осмотрели магазин и музей, где представлены инструменты для работы и различные эмалированные изделия. Более сложными для изготовления мастера считают небольшие статуэтки в виде животных, шкатулки и вазы необычной формы. Наравне с ними выставлены и произведения искусства высотой в человеческий рост, которые стоят более трех миллионов юаней, и репродукции старинных работ.
В финале журналисты приняли участие в мастер-классе по технике перегородчатой эмали. С помощью специальных пипеток и набора красок мы заполнили узор на тарелках.
Для мастер-класса нам предложили большое количество ярких красок, хотелось попробовать их все. В целом процесс оказался довольно умиротворяющим. К сожалению, забрать получившиеся изделия мы не смогли, так как дальнейшая их обработка занимает много времени.
После посещения фабрики у группы российских журналистов было свободное время, чтобы немного прогуляться по Пекину.
Столица Китая — не самый крупный город в стране, но на его территории располагается множество достопримечательностей. Среди них, например, участок Великой Китайской стены, императорские гробницы, храмы, множество парков, мавзолей Мао Цзэдуна, музеи, театры. В Пекине также сохранились кварталы старого города, которые соседствуют с небоскребами делового центра.
Из столицы Поднебесной мы отправились в следующий город пресс-тура — Иу. Вылет был из международного аэропорта Пекин Дасин, который входит в число крупнейших аэропортов в мире. Терминал занимает площадь 700 тысяч квадратных метров, а на его территории располагается множество ресторанов и магазинов ведущих мировых брендов.
На сайте IRK.ru готовится серия материалов о поездке в Китай.
Фото автора
Ольга Фонарёва, IRK.ru