2024/2025 учебный год стал юбилейным для «Точки будущего». Работе образовательного комплекса исполнилось пять лет, и все крупные события, в том числе и Единый методический день, приурочили к этой дате.
— Для нас особо важно в этот год пятилетия уделять внимание тем концептуальным вопросам, с которых началось создание «Точки будущего». Индивидуализация была зашита в нашу концепцию. И говорить о качестве образования сегодня нужно не только с точки зрения того, какие оценки получает ребенок, но и учитывать факторы, влияющие на его успешность в учебной деятельности и в жизни. В «Точке будущего» обучаются дети с различными возможностями. И как раз с помощью них мы сами учились и продолжаем учиться индивидуализировать учебный процесс, и приглашаем коллег из других образовательных организаций присоединиться к этому, — сказал директор «Точки будущего» Максим Астраханцев.
По словам вице-президента фонда «Новый дом» (учредитель «Точки будущего» — прим.ред.) Наталии Свердловой, образовательный комплекс «Точка будущего» обеспечен не только современной материально-технической базой, но и обладает человеческим ресурсом – профессиональными педагогами. Имея такие возможности, учреждение может помочь российскому образованию в решении ряда важных задач.
— Единый методический день позволяет продемонстрировать актуальные методические исследования и переосмыслить походы к организации образовательного процесса, которые являются основой методологии современного образовательного учреждения. Именно такую задачу Благотворительный фонд «Новый дом» поставил «Точке будущего». И формат, который мы наблюдаем, оказался очень востребованным. В 2024 году для участия в Едином методическом дне прибыли педагоги из более чем 50 населенных пунктов Иркутской области и других регионов России, — подчеркнула Наталия Свердлова.
В первый день проведения Единого методического дня перед гостями выступили ведущие специалисты в области образования: доцент кафедры образовательных систем и педагогических технологий Одинцовского филиала МГИМО МИД РФ Марина Пинская и руководитель Центра оценки мониторинговых исследований в управлении качеством образования из Иркутска Татьяна Жданко. Во второй день сотрудники «Точки будущего» поделились с участниками успешными практиками и кейсами, где рассказали о тьюторском сопровождении школьников, наработках для уроков со школьниками и занятий с воспитанникам детского сада, работе с детьми с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ), а также о внедрении искусственного интеллекта, VR-технологий и нейросетей в образовательный процесс.
В «магический» мир новых технологий участников мероприятия погрузили учителя робототехники Олеся и Андрей Татарниковы. По словам педагогов, ученики «Точки будущего» уже давно используют современные технологии в своих учебных проектах, которые затем защищают в различных конкурсах. В рамках Единого методического дня участники смогли самостоятельно создать виртуальное пространство и «прогуляться» по нему.
— Сегодня кажется, что VR — это технологии, которые недоступны и непонятны большинству людей, но на самом деле уже через 5-10 лет они станут для нас привычным делом, как это было с сенсорными телефонами. Новые технологии дают широкие возможности для наших проектов. Например, мы можем посетить места, которые недоступны нам в реальном времени, например, подводный мир или далекие планеты в космосе. STEM-технология также позволяет применять знания по физике, информатике, робототехнике и другим предметам в рамках одного проекта, — рассказали Олеся и Андрей Татарниковы.
Искусственный интеллект также востребован на уроках химии. Школьникам больше не приходится скучать у доски, сдавая лабораторные работы. Теперь решать задачи различного уровня сложности и проводить опыты они могут в виртуальной реальности. Таким образом занятия становятся не только интереснее, но и безопаснее. Гости «Точки будущего» также смогли оценить передовой опыт образовательного комплекса в использовании VR и STEAM-технологий.
— Я хотела бы сказать словами своих учеников: «Вау»! Сегодня виртуальная реальность является частью жизни современных школьников. Она позволяет совершать ошибки без последствий, дает возможность проходить задание неограниченное количество раз, чтобы добиться лучшего результата и многое другое. И, конечно, хотелось бы использовать VR-технологии в преподавании химии и других предметов в нашей школе, но возможности нашей материально-технической базы пока ограничены, — поделилась эмоциями учитель химии Атагайской школы (Нижнеудинский район) Ольга Волосецкая.
В свою работу с учениками педагоги «Точки будущего» активно внедряют как VR-технологии, так и нейросети. С помощью программ для обработки данных учителя могут проверять домашние задания, работать с изображениями, искать ответы на вопросы по интересующим темам, создавать тесты и самое главное — формировать мотивацию у детей на успешную учебу.
— Важно понимать, что нейросети — это не столько средство будущего, сколько инструмент для современного педагога в работе с детьми. Искусственный интеллект в отличие от учителя не обладает эмпатией и не учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Поэтому не нужно полностью рассчитывать на ИИ, лучше использовать его как дополнение к традиционным методам обучения, — отметил тьютор Аюр Бадмадашиев.
Особое внимание в «Точке будущего» уделяют индивидуальной работе с детьми. Часть этой работы на себя берут специальные наставники — тьюторы. По словам тьютора Анны Шитиковой, основная задача специалистов — развить личностные качества школьников, подготовить их к дальнейшей социальной жизни. При этом в отличие от психологов тьюторы не работают с внутренним «я» ребенка, а дают ему возможность мыслить шире, прописывают конкретные шаги, которые позволят ему достичь поставленных целей, справиться с конкретной задачей и предусмотреть дальнейшие варианты развития событий в случае, когда он, например, не сдаст ЕГЭ.
— Я осталась под большим впечатлением от мастер-класса о тьюторском сопровождении. Также заинтересовала тема индивидуализации обучения учащихся, потому что в нашей школе это является проблемой. Учителя сильно загружены, есть кадровый голод, в целом многие муниципальные учреждения переполнены учениками. Поэтому захотелось посмотреть не только на саму «Точку будущего» и ее материально-техническую базу, но и изучить внутреннюю систему обучения школьников, чтобы применить полученный опыт и перестроить работу уже в своей школе, — сказала педагог школы №50 из Слюдянки Марина Фадеева.
Наравне с другими учениками в «Точке будущего» обучаются ребята с особенностями развития и здоровья. В образовательном комплексе для этого созданы все условия. Подробнее о работе с такими детьми, а также о приемном родительстве участникам Единого методического дня рассказала учитель-дефектолог с 30-летним педагогическим стажем Виктория Брикова. Женщина не только обучает воспитанников образовательного комплекса, но является мамой пятерых приемных детей. Семья педагога проживает в поселке «Точка будущего», жителей которых поддерживает учредитель школы — Фонд «Новый дом».
— У меня есть приемные дети с ограниченными возможностями здоровья, поэтому я знаю, как лучше подойти к ребятам, что можно делать, а что ни в коем случае нельзя. Этой информацией я так же делюсь с другими родителями и педагогами, — рассказала Виктория Брикова.
В «Точке будущего» ребята с ОВЗ встроены в образовательный и воспитательный процессы вместе со сверстниками без особенностей в развитии и здоровье. По словам Виктории Бриковой, так детям проще адаптироваться к социальной жизни. Спикер также подчеркнула, что школьники по-разному относятся к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, однако есть осознанные ребята, которые спрашивают о том, как вести себя с такими учениками, как проходит их обучение и прочее.
— Для меня очень ценно, что ученики нашей школы интересуются, как не навредить ребятам с ограниченными возможностями здоровья, — заметила Виктория Брикова.
Участники Единого методического дня отметили, что мастер-класс, проведенный педагогом-дефектологом, был вдохновляющим. Также учителя посетили и другие тренинги, посвященные работе с детьми с особенностями в развитии и здоровье.
— Было интересно узнать, как работать с такими ребятами. В «Точке будущего» есть помощники, тьюторы. В нашем учебном учреждении такого нет. Приходится самим изучать эту тему. Полученные знания планирую взять в работу, поскольку в нашей школе тоже обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, — сообщила педагог иркутской школы №34 Кристина Коваленко.
Во время Единого методического дня участники не только посетили мастер-классы и пообщались с коллегами, но и прошли с экскурсией по территории образовательного комплекса «Точка будущего». В шести корпусах школы расположены учебные кабинеты, класс музыки, звукозаписывающая студия, гончарная мастерская, «Кулинариум», физкультурно-оздоровительный комплекс и даже кабинет стоматологии для детей. Детский сад «Точки будущего» оснащен самым современным оборудованием. Например, в нем функционируют лаборатории для STEM-образования, чтобы развивать у дошкольников интерес к естественнонаучным и техническим дисциплинам.
— На своем мастер-классе я рассказала коллегам о технике создания подвижной бумажной куклы для анимации героев в мультфильмах, — сообщила воспитатель Марина Иванова, работающая с детьми в мультстудии «Я творю мир». — В целом создавать мультфильмы могут дети любого возраста. Даже если ребенок плохо говорит, он раскрывается в студии. У нас есть мальчик, который боялся выступлений, но открыл в себе талант автора. В целом создание мультфильмов полезно для дошкольников, оно позволяет им развить мелкую моторику, навыки рисования и конструирования, повысить концентрацию и прочее. Сначала им все может даваться тяжело, но потом они втягиваются, когда видят результат своей работы.
Добавим, что Единый методический день является одним из знаковых ежегодных мероприятий «Точки будущего» как ресурсного центра для педагогов со всей России. В 2024 году многие из учителей первый раз принимали участие в таком масштабном мероприятии и остались под большим впечатлением от образовательного комплекса и наработок сотрудников школы. ЕМД дал им возможность пообщаться со своими коллегами, подчерпнуть новые идеи, которые они готовы реализовать на площадках уже своих учебных учреждений.
Фото предоставлено пресс-службой образовательного комплекса «Точка будущего»
Наталия Раткевич, IRK.ru