Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «Голоса города»

Отец Артемий Пономарев: блогинг — форма общения с молодежью

IRK.ru совместно с Молчановкой и Школой креативных индустрий продолжает серию подкастов «Голоса города». Гостем студии стал отец Артемий Пономарев, клирик Князе-Владимирского храма. Разговор со священником коснулся не только церкви, но и современных подходов в общении с молодежью — через блоги и городские мероприятия.

Даниил: Отец Артемий, сегодня в интернете нередко можно встретить батюшек-блогеров. Вы себя относите к этой категории священников?

— Да, отношу, но я грешен перед этой индустрией, ведь целый год у меня там не было видео в силу разных причин, но я хочу возобновить блогерскую деятельность.

Ашот: Артемий блогер или Артемий священник? Кто появилось первым? Как удается совмещать и была ли критика в связи с этим?

– Конечно, священник появился первым. Когда меня рукоположили в 2012 году, я вообще особо не думал о соцсетях. Наверное, не представлял, что это такое как технология, как явление. На YouTube я обратил внимание примерно в 2015-м. И тогда я уже попытался сделать небольшой проект. Когда я стал священником, начал заниматься с молодежью и понял, что нужны какие-то новые формы. Этот вопрос меня привел к блогингу.

У меня была и есть идея, что нам необходим контент вдохновляющий, утешающий даже. Такой, после которого ты подумаешь: да, все-таки я живу в хорошем месте с хорошими людьми, здесь много интересного. В сети много обучающего, просвещающего наполнения: священники в кадре рассказывают о канонах, правилах веры. И это очень хорошо! Но Православие более сложное и широкое, и оно может дать что-то еще. Я не обучающий священник, а, наверное, вдохновляющий и предлагающий общение.

Ведущие — Ашот Оганесян и Даниил  Фомин, гость студии — отец Артемий Пономарев
Ведущие — Ашот Оганесян и Даниил Фомин, гость студии — отец Артемий Пономарев

Ашот: В 2013 году я участвовал в организации выставки «Дорога к храму. Путь каждого». У меня и у моих коллег, сложилось впечатление, что представители буддизма, иудаизма и ислама были более открыты и проще шли на контакт, чем представители православия. Вы сталкивались с таким мнением, и с чем это может быть связано?

— Я не могу сказать, в какой степени, но такое положение дел сохраняется. Мое субъективное мнение: оно сохраняется, потому что исторически православие имеет ментальный пиетет как традиционная конфессия. Православный – значит полноправный, так было в прошлом и имеет свое влияние на настоящее.

Ашот: Благодаря своему блогу и тому, что вы активно идёте в соцсети, вы стали ближе к тем людям, которые приходят к вам?

— В общем, не могу сказать, насколько я качественно это делаю, но вектор, думаю, выбран правильный. Церковь – сложная, мудрая организация с огромной историей. Прихожане и те, кто вне общины, – люди очень разные. И у церкви должно быть много, так скажем, языков. Как апостол Павел сказал: для иудеев — я иудей, для римлян — я римлянин, для тех я тот-то, чтобы спасти хотя бы некоторых. И вот, мне кажется, в церкви должно быть много разного: консервативные священники, должны быть хранители, ревнители благочестия, аскеты, литургисты, интеллектуалы и те, кто говорит на языке молодежи.

Ашот: Расскажите о фестивале силачей «Владимир», который проходил в Князе-Владимирском храме. Это же тоже один из форматов общения с молодежью. Какова была обратная связь?

— Провели мы все так, как планировали. В прошлом году был первый фестиваль, и мы для себя и публики заявили планку. В этом году мы ее подтвердили. В следующем году повысим уровень. Обратная связь была в момент проведения мероприятия – со стороны зрителей. Было очень жарко: и погодные условия такие были, и люди были напитаны энергией силачей.

Ну и потом уже в соцсетях благодарили, отправляли сообщения лично. Мероприятие очень людям понравилось. Нам пишут, что есть кем гордиться, что захотелось пойти в спортзал! Эта цель как раз перед нами стоит. Есть ли цель привлечь людей в храм? Отвечу: это момент нативного миссионерства. Мы хотим просто пригласить людей в пространство для общения, где они сделают свой выбор. Видя нас, видя наши дела, видя нашу общность, человек может войти в храм.

Даниил: А какие еще у вас есть проекты в вашем приходе?

— Проектов очень много – как небольших, так и более масштабных. Например, Сарафанов городок. Для того, чтобы создать Сарафанов городок, мы решили вокруг храма обустроить некое пространство, где будет кофейня, где люди смогут получить услугу коворкинга, просто посидеть в парке. Или мы можем провести профпробы для молодых людей (проверка, которая моделирует элементы той или иной профессиональной деятельности — Прим. Ред.).

Даниил: Современные священники посвящают себя не только духовной деятельности, но и культурной, для чего это нужно? Не получится ли так, что нечто второстепенное займет место чего-то более важного?

— Это хороший вопрос. Что такое культура? Это деятельность человека. А есть явления нерукотворные (как духовность или природа), на которые человек влияет: хранит или губит. Культура – это и есть отношение к нерукотворному. Все взаимосвязано. Поэтому нельзя что-то из этого отрицать. Любить только культурно — это не ходить на природу, не дышать свежим воздухом и пользоваться только рукотворными. А любить только духовно – это значит уходить в какое-то отшельничество, что может быть хорошо для монахов. Но монахи – это не те, кто ходит на подкасты и ведет публичную деятельность.

Мы же, мирские, имеющие семьи, друзей, ответственность перед каким-то количеством людей, перед коллективом, должны сохранять ту самую золотую середину, чтобы духовность и культура помогали друг другу.

Ашот: Наверное, нужно по-разному напоминать людям о церкви, чтобы они не вспоминали о ней только в моменты, когда плохо?

— Да, есть такая коннотация: мы плохие люди, потому что приходим в церковь из-за того, что нам плохо, а когда хорошо, про нее забываем. И в этом слышится осудительный тон. А осуждать нет смысла, потому что это естественная степень духовного развития, это нормально, когда человек находится вот в этой степени. Следующий этап, когда церковь становится местом, где необходимо быть.

Раньше все таинства — венчание, крещение – совершались в момент воскресной литургии, когда вся община была вместе и крестил не только священник, но как бы вся община крестила и принимала к себе нового члена. Или, например, не священник венчал, а вся община венчала и принимала новую семью к себе в общину.

И вот, мне кажется, было бы неплохо нам возвращать эти два оторванных друг от друга мира, чтобы приход мог разделить радости, поздравить новобрачных или новокрещенных. Это глубокая, очень сложная тема.

Даниил Фомин, ученик Школы креативных индустрий
Даниил Фомин, ученик Школы креативных индустрий

Даниил: Вы сейчас живете в Иркутске и в Раздолье (поселок в Усольском районе Иркутской области – Прим. Ред.). Расскажите, как произошло, что вам нужно жить на два места и два храма?

– Я сначала служил в Усолье, около восьми лет. Часто слышал о Раздолье, но понимал, что это где-то очень далеко, туда ужасно плохая дорога (сейчас дорога гораздо лучше). Уже под конец моего служения меня попросили разведать это место, потому что люди хотели, чтобы у них появился храм. Эта разведка привела к тому, что я там оказался руководителем строительства прихода. Время в Раздолье – это, наверное, моя самая счастливая пора. Дети были совсем маленькие, младший Ваня родился в Раздолье – для меня, как для отца, это теплое, любимое время.

Несколько лет назад мы познакомились с отцом Алексеем, настоятелем Князе-Владимирского храма. И он меня привлекал к деятельности в Иркутске, затем я стал служить в клире Князе-Владимирского храма. Надеюсь, скоро перевезу и семью. Будем ездить в Раздолье как в купель детей, любимое родовое гнездо.

Ашот: А вокальный коллектив «Раздолье» сегодня существует?

Существует. Раньше он был сценическим коллективом. И сейчас вы можете поехать в Раздолье – там и сегодня живут люди, которые поют старинные песни. Вот я приеду, можем собраться и попеть.

Это редко происходит, но, тем не менее, у меня такая возможность есть. И вообще пришел к такому выводу: если создам какой-то фольклорный коллектив, то он будет существовать не для сцены, а, во-первых – для себя, во-вторых – для парков. То есть мы будем эти старинные песни петь в виде флешмобов каких-то. И чтобы сами от песни радость получили.

Даниил: Не секрет, что разные жизненные ситуации приводят человека в храм. Вам приходилось видеть моих ровесников (подростков 12-13 лет), пришедших самим в храм за помощью или в поисках своих ответов?

— Неблагодарный возраст на самом деле. Потому что условно до 10-11 лет дети просто бегут в храм. Дети часто расположены к церкви, к приходской жизни, к воскресным школам. Потом происходит отток: детям перестает быть интересно, но в этот период им вообще ни до чего. Вчера он с удовольствием пошел в художку, на плавание, а завтра уже не заставишь. А уже после 14−16 лет как раз появляется снова интерес, прослеживаются первые попытки думать по-взрослому, общаться со старшими.

Даниил: Знаете, иногда хочется обратиться к Богу, но стесняешься, что что-то не так сделаешь. Бабушки в церквях порой кажутся строгими. Как человеку, который не знаком с религией, с верой, преодолеть этот барьер?

— Проблема с бабушками сейчас стоит не так остро, но все бывает. Один мой знакомый молодой человек – диджей – мне рассказал: обжегся как-то раз, зайдя в церковь, и решил на тот момент больше никогда не ходить. Сейчас стал старше, пересматривает свои взгляды, но тем не менее.

Можно написать в соцсетях, для молодежи это идеальный инструмент. Есть много активных священников, которые с радостью общаются. Отец Илья, отец Дионисий Василенко, отец Никита Зверев.

Ну и ходя в церковь, просто присматривайтесь к людям. Помолиться можно, по сути, в любом храме. Но приход – это церковь, а церковь — это люди.

Проект создан IRK.ru совместно с библиотекой Молчанова-Сибирского и Школой креативных индустрий.

Над материалом работали Анна Оганесян и Светлана Павлова, автор фото — Маргарита Романова

  • tili 14 октября 2024 в 15:44

    Какое чистое, открытое лицо! Удивительно!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля