Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Владимир Спиваков. О гениях, скрипках и зрителях

Владимир Спиваков. О гениях, скрипках и зрителях

Главный дирижер Национального филармонического оркестра России Владимир Спиваков принял участие в XIX Международном музыкальном фестивале «Звезды на Байкале». Маэстро вышел на иркутскую сцену в качестве исполнителя после ряда серьезных событий: вынужденной разлуки со скрипкой «Любашей», операций на пальцах и 80-летнего юбилея. Народный артист поделился с журналистами воспоминаниями и впечатлениями о событиях.

Проба пера

Идея возвращения Владимира Спивакова к игре на скрипке на публику принадлежит пианисту и художественному руководителю фестиваля «Звезды на Байкале» Денису Мацуеву. Первое совместное выступление музыкантов состоялось в Челябинске в апреле 2024 года.

— Это было предложение и в чем-то утешение, давно я не играл. К тому же у меня были разные операции на пальцах, и я уже решил, что уже никогда играть не смогу. Это довольно трудно было: я играю, потом лечу палец. Там все, как говорится, от Бога, как пойдет. Сыграли один концерт в Челябинске с ним, попробовали. Как у Чехова в «Жалобной книге», проба пера, — рассказал Спиваков.

Второе выступление скрипача и пианиста состоялось в Иркутске. На фестиваль «Звезды на Байкале» маэстро Спиваков отправился вскоре после празднования своего 80-летнего юбилея.

Гений чувствует свое время

Спиваков выступал в Иркутске два дня. 17 сентября Денис Мацуев и Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова исполнили Концерт для фортепиано с оркестром А. Шнитке. 18 сентября состоялся «Сонатный вечер», где пианист и скрипач выступали дуэтом. В эти дни звучали произведения композиторов 17-19 веков: Баха, Моцарта, Гайдна, Брамса и Франка. Как получилось, что в один ряд с гениями прошлого в программе фестиваля стало имя отечественного композитора 20 века Альфреда Шнитке?

— Важно, что в преддверии 90-летия со дня рождения Шнитке звучат эти замечательные сочинения. Концерт для фортепиано и струнного оркестра я играл вместе с Владимиром Крайневым, которому Альфред Гарриевич посвятил это произведение. Кстати, Володя так растрогался после нашего совместного исполнения во Флоренции и подарил мне ноты с автографом Шнитке, — ответил Спиваков.

Маэстро также обратил внимание на важное качество гения – чувствовать свое время. По его мнению, каждый великий композитор – своего рода пророк, который смотрит на 20-50 лет вперед.

— Когда Софья Губайдулина написала произведение «Семь слов Христа», мы его играли в Америке. Там ничего не поняли, потому что это язык будущего. Им (зрителям – примечание редакции) казалось, что люди прилетели с Марса, играют на совершенно незнакомом языке и разговаривают с ними. Но постепенно мы начинаем понимать, о чем говорили эти люди. У композитора Шнитке тоже особая черта. Даже его простые вещи — музыка кино, вальсы. Вальс пришел из Германии, Австрии. Но именно Шнитке привнес в него эту русскость, отчаянную такую. Поэтому этот вальс звучит на разрыв аорты. И этот концерт показывает нам хаос, можно сказать, который сегодня в мире происходит, — прокомментировал маэстро.

Это как уход любимого человека

После начала СВО Владимир Спиваков вернул владельцам скрипку, созданную известным итальянским мастером Антонио Страдивари в 1716 году. Маэстро называл скрипку «Любаша», от слова «любить». Музыкант признался, что очень трудно пережил расставание, сравнив его с уходом любимого человека.

— Лондонская страховая компания Lloyd’s отказалась платить за этот инструмент страховку в связи с тем, что я остался в России и не уехал, как они все хотели того. Теперь мне дали из государственной коллекции тоже Страдивари. Этот инструмент мастер сделал, будучи уже глубоким, умудренным опытом человеком. Он сделал этот инструмент за год до своей смерти в 1736 году. Инструмент очень трудный, своенравный и, главное, что я не могу его вывозить никуда. Поэтому когда я уехал на летний отпуск с детьми и был вне пределов России, инструмент хранился в госколлекции, когда я его взял – не слушается, расстроился, струны лопались, хрипел, скрипел, — рассказал музыкант. — Возмущалась она, — скрипка. Надо было договориться как-то с ней. Пытаюсь.

Не уступает мировым стандартам

Спиваков высоко оценил программу 19-го фестиваля. По его мнению, «Звезды на Байкале» не уступают мировым стандартам, и Иркутск – это важная веха в концертной жизни музыкантов. Также артист упомянул, что принимал участие в первом фестивале и поделился воспоминаниями об организаторе «Звезд на Байкале» – директоре Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского Владимире Шагине.

– Я его с большой теплотой вспоминаю. Потому что это был очень удивительный человек. Он горел, мечтал, чтобы этот фестиваль стал важным. К сожалению, Шагин ушел из жизни, но фестиваль продолжается. Это достойная память об этом прекрасном человеке, — отметил Спиваков. — О таланте Дениса Леонидовича говорить даже не нужно, потому что это известно во всем мире.

В 2024 году участие в Международном музыкальном фестивале «Звезды на Байкале» приняли около 500 музыкантов. Это звёзды классической музыки, молодые талантливые исполнители, лауреаты и призёры международных музыкальных конкурсов. Артисты выступали в Иркутске и Усть-Куте.

Традиционно в рамках фестиваля прошел конкурсный отбор одаренных музыкантов. Четверо ребят из Ангарска, Усть-Илимска и Иркутска успешно выступили на прослушиваниях и стали стипендиатами фонда «Новые имена» имени Иветты Вороновой.

Ранее иркутяне поделились с журналистом IRK.ru впечатлениями об открытии «Звезд на Байкале» в 2024 году. Художественный руководитель фестиваля Денис Мацуев поделился планами на 2025 год.

Фото — Евгений Евтюхов

Юмжан Раднаева, IRK.ru

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля