В Иркутске, равно как и во всей стране, Сергея Бодрова-младшего любят и помнят. В 2022 году в Черемхово появилось граффити с изображением Данилы Багрова из фильма «Брат» — самого знаменитого персонажа, сыгранного Сергеем. Связь с Сибирью у Бодровых имеется и в корнях: прабабушка Сергея была буряткой, о чем отец актера, известный сценарист и режиссер Сергей Бодров-старший, не раз упоминал во время работы над фильмом «Монгол», который номинировался на премию «Оскар».
Несмотря на профессию отца, Сергей не сразу вошел в эту кинематографическую сферу. Он окончил исторический факультет МГУ с красным дипломом и в кино попал почти случайно, причем даже после огромного успеха артистом себя не считал. «Роль для меня — это не профессия. Это поступок, который совершаешь», — говорил Бодров.
Он снимался в фильмах отца и Алексея Балабанова, был ведущим телепрограммы «Взгляд», но грезил о режиссерской стезе. При жизни успел снять только один фильм – «Сестры». И вместе со съемочной группой погиб на съемках второй своей картины — 20 сентября 2002 года в Кармадонском ущелье при сходе ледника. У него осталась жена Светлана и двое детей – сын и дочь.
Дочь Сергея Ольга продолжила династию – окончила ГИТИС, стала актрисой. В 2021 году она получила приз за лучшую женскую роль на кинофестивале «Кинотавр» — фильм «Море волнуется раз». В марте 2023 года Ольга родила дочь Любовь, так что Сергей Бодров сейчас мог бы уже быть дедушкой…
Многие сходятся во мнении, что Сергей Бодров-младший при его таланте многое не успел сделать. Однако даже за такой короткий срок, что отмерила судьба, он воплотил немало культовых образов. Вспомним главные фильмы Сергея Бодрова.
«Кавказский пленник», 1996 год, режиссер Сергей Бодров-старший
Первую крупную роль в кино Сергей Бодров сыграл в фильме отца. В картине по мотивам повести Льва Толстого он появился случайно – поехал помогать в качестве ассистента, но из-за того, что на роль Ивана Жилина никак не могли найти актера, попросил попробовать его. Бодров-старший не хотел снимать сына – непрофессионального актера, однако все-таки утвердил его. И не прогадал: дебютант не потерялся на фоне партнера — именитого Олега Меньшикова, сыгравшего прапорщика Сашу.
По сюжету, действие происходит на Кавказе. Идет война, но не конкретизируется какая. Двое российских военнослужащих – рядовой Ваня и прапорщик Саша оказались в плену в одном из горных аулов. Взявший заложников Абдул-Мурат хочет обменять их на своего сына, также находящегося в плену, а Дина, дочь Абдул-Мурата, привязывается к Ивану.
За роль Ивана в «Кавказском пленнике» Сергей Бодров получил приз «За лучшую мужскую роль» на фестивалях «Кинотавр» и «Ника», а сама картина выиграла приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале и множество наград.
«Война», 2002 год, режиссер Алексей Балабанов
Культовый фильм нулевых о чеченском конфликте. Здесь Бодров также сыграл пленного – парализованного капитана Медведева. По сюжету, его вместе с другими российскими военнослужащими держат в яме. Трех заложников отпускают – двух срочников Федю и Ваню, а также случайно оказавшегося в этой компании артиста из Англии Джона Бойла. Медведева и невесту Джона Маргарет оставляют – иностранец должен привезти выкуп за нее. Не найдя поддержки у властей, Джон просит Ваню, не нашедшего себя в мирной жизни, помочь ему освободить Маргарет.
За работу в «Войне» Сергей Бодров-младший получил премию «Ника» (посмертно) за «Лучшую мужскую роль второго плана». Он воплотил образ настоящего воина, сохраняющего выправку даже будучи парализованным в холодной яме. «Капитан Медведев был мужик. Это сразу все поняли. Такого не сломаешь, не собьешь», — говорил о нем в фильме Ваня.
«Стрингер», 1998 год, режиссер Павел Павликовский
Одна из немногих картин, где Сергей Бодров сыграл не бандита и не военного, а… журналиста. Точнее, стрингера – человека, который продает СМИ информацию о значимых для общества событиях прямо с места событий.
Фильм повествует о парне Вадике, который случайно снимает на видеокамеру взрыв троллейбуса. В попытке продать материал представительствам западных СМИ в Москве Вадик влюбляется в журналистку. Чтобы завоевать сердце дамы, герой Бодрова начинает охотиться за эксклюзивом. После того как он заснял покушение на оппозиционного политика, его захватывает водоворот событий.
«Сестры», 2001 год, режиссер Сергей Бодров-младший
Режиссерский дебют Сергея Бодрова-младшего. Фильм рассказывает о сводных сестрах. Старшая Света — самостоятельная, рано повзрослевшая, резкая, живет с бабушкой, занимается стрельбой и не ждет ничего хорошего от жизни. Младшая Дина – избалованная, артистичная, за словом в карман не лезет. Отец Дины – бандит, и из-за его разногласий с товарищами по преступному сообществу девочку хотят похитить. Сестры вынуждены убегать от опасного взрослого мира и несмотря на то, что особой любви между ними нет, в конце оказывается, что их кровная связь очень крепка.
Сам Бодров появился в фильме в эпизодической, но очень колоритной роли загадочного бандита. То, как восторженно смотрит героиня Оксаны Акиньшиной вслед уезжающему персонажу Бодрова – один из самых запоминающихся моментов кинокартины.
«Медвежий поцелуй», 2002 год, режиссер Сергей Бодров-старший
Последний фильм Сергея Бодрова-младшего – он вышел на экраны уже после его гибели. Отец, выступивший режиссером «Медвежьего поцелуя», не хотел выпускать картину, но все же решил дать ей жизнь.
Фильм – философская притча о любви. По сюжету, цирковая группа, в которой выступает воздушная гимнастка Кармен вместе с мужем Марко и дочкой Лолой, забирает медвежонка, найденного в сибирской тайге, к себе. Труппа кочует по миру в фургоне вместе с ним. Лола привязывается к медвежонку, и однажды он превращается в молодого мужчину. Чтобы навсегда остаться в этом обличии, ему нельзя никого убивать. Но сделать это приходится – чтобы защитить Лолу от нападения. Поняв, что он останется в облике медведя, девушка отвозит его на цирковом фургоне в сибирскую тайгу и там отпускает на волю, а сама, не выдержав, бежит за ним, становится медведицей и уходит в лес.
«Брат», «Брат»-2, режиссер Алексей Балабанов
Конечно, самый популярный фильм с Бодровым – это дилогия «Брат». Сейчас статус народного героя Данилы Багрова часто ставится под сомнение: безжалостный убийца с посттравматическим синдромом – неужели это ролевая модель для общества? Но в 90-е людям нужны были простые герои, быстро принимающие решения. Сам Сергей Бодров о своем персонаже говорил так:
«Знаю, что Данилу часто упрекают в том, что он примитивен, прост и незамысловат… Ну, отчасти я с этим согласен. Но у меня на его счёт в мозгу возникает некая метафора: мне представляются люди в первобытном хаосе, которые сидят у костра в своей пещере и ничего ещё в жизни не понимают, кроме того, что им нужно питаться и размножаться. И вдруг один из них встаёт и произносит очень простые слова о том, что надо защищать своих, надо уважать женщин, надо защищать брата…».
Элина Хитрина (Халтанова), IRK.ru. Фото автора и из открытых источников
Забыли фильм «Восток -Запад»