Галина, расскажите, чем прошедшая избирательная кампания отличалась от всех предыдущих? Чем она запомнилась вам?
— Выборы были очень интересными, с уникальными кейсами. Расскажу подробнее. Кампания проходила на фоне специальной военной операции, что наложило свой яркий отпечаток на события. В какой-то момент казалось, что основная повестка не муниципальная, а внешнеполитическая.
Впервые в избирательном сезоне участвовали бойцы СВО. Единороссы представили 18 кандидатов, также «Справедливая Россия» выдвинула своих претендентов. Причем, когда смотришь их биографии, просто поражаешься. Такое ощущение, что весь их жизненный путь от рождения вел к тому, чтобы они стали героями. Потрясающие, интересные люди.
К сожалению, не все из них смогли победить. У ЕР из 18 участников СВО шестеро были «за ленточкой» во время избирательной кампании. Трое из них не прошли отбор по разным причинам.
Расскажу историю про одного из победителей – Павле Безденежных — иркутянине, поэте, художнике. В данный момент готовится выставка его художественных работ. Он совершенно классный. Работал учителем в одной из иркутских школ. Был мобилизован, воевал, получил серьезное ранение. Сейчас на реабилитации в Иркутске. И он победил. Представьте, у человека такая биография, есть награды. И против него один из штабов выставляет двойника (однофамильца – прим.ред). Представьте уровень цинизма.
Еще один важный для меня, как политического обозревателя, это история, связанная с выборами в Тулуне. По итогам голосования главой города стал Михаил Иванович Гильдебрант — бывший мэр Тулунского района.
На прошлых выборах он проиграл на волне тренда на обновление и перемены. И на фоне таких разговоров часто сносят опытных, эффективных политиков. Как случилось и с Михаилом Ивановичем.
Он просто ушел, закрыл за собой дверь. Без всяких скандалов, разоблачений, потому что порядочный. Кстати, родом он из наших пихтинских галендров (этническая группа немцев голландского происхождения, проживающих в Заларинском районе Иркутской области – прим.ред.). Тех самых, которые еще при Петре Первом приехали в нашу страну.
Есть у него в характере педантичность, аккуратность, кристальная честность. Он из тех мэров, за которых можно поручиться. В свой карман копейки не положит. И мне отрадно, что жители Тулуна сделали выбор в его пользу. Михаил Иванович возглавит очень непростой муниципалитет. Город пострадал от паводка и постоянно звучит в федеральной повестке. Владимир Путин никогда не забывает о Тулуне, если разговор заходит об Иркутской области. Надеюсь, город нашел своего мэра.
Есть еще одна история, когда главной города стал мэр района. Речь о Братске и Александре Дубровине. Избиратели отдали за него 68% голосов. Это феномен или закономерный результат?
В Братске сейчас разыграли ту же самую карту, которую в свое время в Тулунском районе, что мэр надоел, надо менять, обновляться. Это и произошло. Братск — сложный город, с амбициями. В Братске столичности не меньше, чем в Иркутске, а экономических интересов даже больше, потому что там крупнейшие предприятия страны.
Я всегда считала и говорила об Александре Дубровине как об очень эффективном мэре, но я имела в виду Братский район. Непонятно, как ему удастся работать в городской администрации, потому что там произошел разлом. И чтобы показать результативную работу, надо собрать людей. А учитывая тот боевой настрой, с которым команда сносила Сергея Серебренникова, как они смогут работать вместе?
Ощущение, что у штаба Дубровина был план на один шаг — взять Братск. Пока не вижу, каким будет второй шаг. Посмотрим. Мэром Братского района Александр Дубровин, безусловно, был очень хорошим: он завел в территорию многие программы, и государственные, и муниципальные. Он решил вопросы с вечно замерзающей Вихоревкой.
Если в Братский район он зашел на позитиве, на поддержке области и на консолидации, то здесь он стал участником конфликта.
Есть еще одна интересная территория — Чунский округ. Как там голосовали после объединения?
— Мэр Чунского округа Николай Хрычов — это находка, самородок. В свое время Олег Валерьевич Боровский был таким самородком, и саянцы, конечно, его сильно любили. С Хрычовым такая же история. Посмотрите его рейтинг. За него проголосовали больше, чем за какого-нибудь другого мэра в Иркутской области.
Активная деятельность его началась задолго до выборов. Он родился в Иркутске и приехал в Чунский район помочь своему отцу с небольшим бизнесом. И так ему здесь понравилось, что Николай сказал: заработаю миллион и на эти деньги сделаю хорошее дело. Так и получилось. одной из школ в поселке Чунский он поставил добротный забор. Директор школы предложила выдвинуть его депутатом. А это же сугубо общественная работа, без зарплаты, сплошная головная боль. Но он оказался очень эффективным депутатом. Благодаря результатам своей работы, позже стал главой поселка, а теперь и мэром округа. История про Николая Хрычова, это история про то, как привлекать молодежь в территории.
Галина, поговорили про территории, хочется обсудить Иркутск, где выбирали депутатов в городскую думу. Состав обновился на треть, чего ждать иркутянам от новой команды?
— Есть такая фигура сложного пилотажа — иммельман, это когда МС-21 делает полупетлю, хотя гражданские самолеты так не летают, вот таким образом я бы охарактеризовала выборы в городскую думу. Отбор прошли три депутата из Второго Иркутска — представители авиазавода. И я понимаю, почему избиратели так решили, потому что они видели: самолеты летают.
Еще один яркий депутат — Михаил Кудрявцев. Он волонтер, шел на выборы самовыдвиженцем. И проголосовали за него, а не за представителя одной из бизнес-династии. То есть, волонтер важнее для нашего общества, чем продуктовые наборы, которые раздаются даром.
Получился очень интересный состав. Есть два участника СВО: Александр Панько, Павел Безденежных. Они прошли боевое слаживание, когда совместно занимались гуманитарными проектами. Думаю, они будут формировать определенное ядро в составе думы. К ним будут тяготеть и другие парламентарии, например, Лунев — представитель благотворительного фонда. Или Клевцова — врач, которая в Горловке работала.
Создается центр притяжения. И это новая история. Потому что будут слышны другие голоса.
Предыдущий созыв был неплохой. И Евгений Стекачев, как спикер, он может создавать коллектив и позитивный настрой. Сейчас с новыми силами, с новыми кадрами. Во многих случаях победили люди, близкие к народу; настоящие лидеры общественного мнения.
В избирательной кампании участвовали представители от разных партий. В думу попали единороссы, представители ЛДПР, «Гражданской платформы». Но нет КПРФ и «Новых людей», хотя у последних была агитация, временами даже агрессивная. Почему так получилось, что люди не отдали за них голоса?
Скажу про представителя ЛДПР: вообще-то их представитель хорошо известен в «Единой России». Татьяна Марченко раньше была в партии, однако проиграла предварительное голосование. Городскому отделению она просто родной человек. Я более чем уверена, что она вернется под партийный зонтик. По большому счету у нас получилась однопартийная дума.
«Новые люди» повели себя в каких-то моментах странно. Меня они разозлили дважды. Это были личные истории, но думаю, избиратели тоже почувствовали агрессию.
А что произошло с КПРФ?
— Я думаю, дело в том, что КПРФ многие сильные игроки ушли в «Единую Россию», где видна работа, где она эффективнее. А коммунисты не смогли мобилизовать тех, за кого люди хотели бы проголосовать. По большому счету КПРФ сейчас нечего предложить Иркутску. Коммунисты любят показательные истории, крупные кампании, не муниципальные.
Мы плавно перешли к вопросу о выборах губернатора в 2025 году. Ждать ли кандидата от коммунистов? Начал ли избирательную кампанию действующий глава региона? Ждать ли новых лиц?
— Предположу, что Сергей Левченко попытается избраться в следующем году. Думаю, он будет одним из кандидатов.
Да, есть ощущение, что началась предвыборный сезон. По крайней мере околомедийные структуры, телеграм-каналы, особенно анонимные, очень хорошо раздувают эту тему. Игорь Иванович Кобзев имеет рейтинг выше 60%.
Заксобрание — сплошная фракция «Единой России», потому что из 45 депутатов — 35 прошли по списку или одномандатным округам от ЕР. Как и в городских думах. В этих выборах 77% мандатов получили единороссы. В Иркутске их 30 из 35.
Основа, фундамент для победы в будущем году, безусловно, есть. Но мы понимаем, что выборы зависят от многих вещей и факторов. Например, что будет с нашей страной, в каком мы будем режиме жить и работать.
Ни я, ни мои друзья не принимали участие в выборах этого года, но в 2025-м у некоторых из нас достигнут возраста 18 лет и у них появится право голоса. Что вы можете сказать молодому поколению: зачем ходить на выборы. Как определяться?
— Я порекомендую вам не только голосовать, но и пробовать себя на выборах, например, через Молодежный парламент. Можно стать очень хорошим депутатом. И для это не обязательно быть сыном или дочкой строительного магната.
В истории Иркутской области много случаев, когда у людей из простой среды открывалось окно возможностей. И они оказывались в политике и на своем месте, нужными. А результат их труда работает на всех нас. Нужно себя пробовать.
А голосовать нужно всем. Для меня это естественно. Я считаю, лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть. Нужно использовать все возможности, которые нам предоставляет демократия. Если есть право, надо его взять. И не говорить потом: «за меня все решили».
Отвечая на вопрос, как выбирать — выбирайте социально близкого. Почитайте биографию человека.
Беседа подошла к концу, но мы не затронули тему явки. Можно дать общие цифры и краткую аналитику?
— Явка оказалась на обычном нашем уровне. И это хорошо. Она могла быть выше при трехдневном голосовании. На федеральном уровне говорят о трех днях, а у нас он один. Федеральная повестка перебила местную, поэтому некоторые избиратели просто не сориентировались и отложили поход на участок. В итоге не дошли до него.
Хочу сказать, что низкая явка — это неплохо. Это говорит о том, что никто не загонял людей на избирательные участки, не принуждали. Проголосовали те люди, у которых есть свое мнение. Которые хотят поучаствовать в выборах.
Светлана Павлова, IRK.ru Автор фото — Маргарита Романова
обозреватель назвала самые интересные кейсы прошедших выборов
—————————————————————————————————————
В некоторых странах кейсами называют уголовные дела, в некоторых чемоданы