130-й квартал построили в 2011 году. Изначально проект задумывался как музей деревянного зодчества под открытым небом. На территории должны были располагаться отреставрированные деревянные дома, имеющие историческую ценность. В них — музеи, мастерские, рестораны и кафе. Планировали построить и амфитеатр вместимостью 2000 человек. Однако возведенный квартал отличался от первоначальной задумки, а за 13 лет территорию хаотично застроили, и она превратилась в один большой торгово-развлекательный центр.
В 2021 году городские власти поднимали вопрос о том, кто должен заниматься ремонтом квартала и отвечать за его состояние. Тогда определились, что зону променада обслуживает мэрия, за состоянием клумб и плитки следят МКУ Иркутска «Городская среда» и МУПЭП «Горзеленхоз», территорию вокруг заведений должны содержать в порядке предприниматели. В 2024 году распределение поменялось: вся территория 130-го квартала площадью 12 695 квадратных метров находится на содержании МКУ Иркутска «Городская среда». Лотки водоотведения, протяженностью 329 метров, которые раньше считались бесхозяйными, теперь входят в реестр муниципального имущества города. Однако лестницы и подпорную стену хотят признать бесхозным имуществом. Казалось бы, кто за чем должен следить, определились. Но изменилось ли после этого что-то в лучшую сторону? Хотелось бы сказать да, но нет.
Общая картина пространства складывается из мелких деталей. Так и здесь: если смотреть на 130-й квартал в целом, со стороны, то он выглядит вполне симпатично: деревянная архитектура, милые улочки. Но стоит приглядеться, и в глаза бросается все то, чего в месте, которое считают визитной карточкой Иркутска, быть не должно. Уже на входе в квартал со стороны скульптуры Бабра можно наблюдать разбитые лестницы. У одной из них почти разрушена нижняя ступенька, а на перилах сломанную плитку частично заменили на другую, отличающуюся от «родной» цветом и узором. Лестниц в квартале много, но их состояние оставляет желать лучшего: местами отвалилась облицовочная плитка, где-то сломали подсветку, смонтированную у ступенек, на одной из деревянных лестниц поврежден пролет ограждения, а на его месте торчат острые штыри.
Справа от Бабра — большая дыра в плитке, которая расположена как раз около нового туристического стенда. Судя по тому, что на месте покрытия выросла трава, эта выбоина там находится уже давно. Там же покрытие слегка просело и образовалось небольшое углубление. Чуть дальше — фонарный столб, с которого частично слезла краска. Сразу же на входе видим несколько глубоких траншей, перекрытых специальными ограждениями. Специалисты Южных электрических сетей прокладывают там кабель. Работы велись несколько дней. Пока мы готовили материал, их завершили.
Пройдем вглубь квартала по центральной улице. В глаза сразу бросается отсутствующий кусок облицовочной плитки на парапете, облезшая краска на водосточной трубе и сломанная плитка на цоколе одного из зданий. Навевают тоску и следы белой краски или известки, которые остались на ограждении и земле, а также ржавые подтеки от решеток на стенах. Некоторые предприниматели, желая сделать квартал более опрятным, натягивают на разрушенные парапеты тканевые или пластиковые баннеры с изображением плитки. Но в некоторых случаях они совершенно не вписываются в общую архитектуру зданий и выглядят нелепо, а кое-где такие конструкции уже успели повредить и продырявить.
Во время нашего предыдущего инспектирования пространства в 2021 году на главной улице тротуарное покрытие было разбито, а местами вообще отсутствовало. Сейчас ситуация улучшилась, но в некоторых местах все еще можно встретить шатающуюся плитку. Однако главная проблема осталась: зимой плитка превращается в каток, потому что имеет очень скользкую поверхность. Вряд ли это можно как-то исправить, но не упомянуть об этом мы не могли. Также раньше были сломаны решетки ливневой канализации, и людям приходилось перешагивать через дыры и провалы, а теперь конструкции установили и прочно закрепили.
На протяжении всего квартала почти через каждые 2-3 метра стоят скамейки. Это, конечно, очень удобно, но не на всех из них можно спокойно сидеть, не переживая о том, что одежда зацепится за сломанное звено и порвется. На некоторых скамейках облетела краска, где-то проступает ржавчина, а где-то просто грязно. Но, видимо, самые сознательные предприниматели все же заботятся об окружающем пространстве: недалеко от «Модного квартала» рабочий старательно мыл водой из шланга скамейки и окружающий их настил.
Главная площадь 130-го квартала все также остается привычным местом сбора для байкеров, и на нее все еще заезжают машины с товаром для близлежащих кафе. Шлагбаум, когда-то стоявший на входе на площадь со стороны улицы 3-го Июля, а затем убранный по просьбе предпринимателей, все также отсутствует. И это несмотря на то что в 2021 году мэр города Руслан Болотов во время посещения квартала четко обозначил, что это пешеходная зона и машин в ней быть не должно.
Тротуары со стороны 3-го Июля немного подлатали: там, где разрушился асфальт, сделали заплатки, провалившиеся около колодцев участки восстановили. Однако проблема с припаркованными на пешеходных зонах машинами здесь осталась. Водители даже оставляют автомобили под знаками «Парковка запрещена», которые установили на участке недалеко от торгового центра.
Идем дальше. После прошедших в начале августа сильных дождей на территории у планетария просел грунт и обрушился склон. Земля провалилась прямо под ограждением, тем самым образовав там большое отверстие. На этом участке убрали тротуарную плитку, раскопали ливневую канализацию и установили ограждение. Причем проход между забором и стеной стоящего там уличного аттракциона составляет не больше метра.
Снизу, куда потоки снесли землю и мелкие камни, также поставили барьер. На момент нашей прогулки рабочих на месте не было, зато была целая толпа туристов, которые с недоумением смотрели на перекопанную территорию. В администрации Иркутска рассказали, что ремонт участка планируют завершить к 15 сентября с учётом погодных условий. Мы следили за ходом работ на протяжении недели: к 5 сентября данный участок привели в порядок. Теперь на склоне остались только следы от потока. Несмотря на то, что работы завершили раньше указанного срока, этого недостаточно для того, чтобы 130-й квартал стал выглядеть привлекательнее.
Если пройти вдоль 130-го квартала со стороны улицы Кожова, то можно заметить одно из строений, в котором еще в феврале 2023 года произошел пожар. Несмотря на то, что с момента возгорания прошло уже полтора года, фасад здания все еще не отремонтирован. На крышу накинули тент, который лишь частично скрывает последствия пожара, а окна все еще закрыты кусками фанеры. С внутренней стороны здания видны закопченные стены.
В том же районе со стороны Кожова, кроме очередной разрушенной лестницы, мы с фотографом увидели свалку: мусор лежал прямо у дороги, ведущей на одну из парковок торгового центра. Несмотря на то, что инспектировали пространство мы в первой половине дня, когда, казалось бы, работники должны были убрать оставшийся с вечера мусор, в разных местах квартала нам попадались пустые бутылки и пластиковые стаканы, переполненные мусорки, под лавочками — окурки и стекло. С фасада одного из зданий со стороны Седова свисали оголенные провода, проверять, находятся ли они под напряжением, мы не стали. И это все в самом популярном городском пространстве.
Территория 130-го квартала считается зоной исторической застройки и включает в себя памятники архитектуры и истории города. Поэтому информационное оформление зданий, являющихся объектами культурного наследия, осуществляется в соответствии с требованиями ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации». Несмотря на то, что рекламные вывески должны согласовываться с администрацией, предприниматели продолжают самовольно размещать рекламные и информационные конструкции на домах.
Невозможно не обратить внимание на большое количество надписей и граффити в разных частях квартала. Они буквально везде: на стенах зданий, стоящих на центральной улице пространства, водосточных трубах, скамейках и фонарных столбах. Складывается впечатление, что ответственные за порядок в квартале делают вид, что не замечают все эти теги.
Неухоженный вид газонов, трава, растущая между тротуарных плит прямо на крыльце заведения, сломанная велопарковка и лежащий у всех на виду мертвый голубь — так сейчас выглядит территория 130-го квартала. Стоимость работ по его содержанию входит в общую сумму бюджета Иркутска по содержанию общественных пространств. Она составляет около 250 миллионов рублей в год. С газонов квартала два раза в неделю убирают мусор, два раза в месяц очищают от пыли и грязи покрытия, и один раз за год красят урны, скамейки и ограждения. Однако, после прогулки по кварталу складывается ощущение, что за территорией не следят совсем. Если неубранный с утра мусор еще можно понять — возможно, дворники просто не обошли всю территорию — то сломанные парапеты, торчащие оголенные провода, неряшливый вид скамеек и ограждений не придают общественному пространству привлекательности.
А теперь немного аналитики. Туристический поток в Иркутске в 2023 году вырос на 30% по сравнению с 2022-м. А за первое полугодие 2024-го зафиксировали рост туристического потока на 26% по сравнению с предыдущим периодом. Средняя продолжительность пребывания туристов в областном центре составляет один-два дня. В Иркутске они могут посмотреть более 100 достопримечательностей, и, конечно, посетить самые популярные общественные пространства.
Мы часто слышим, что власти разных уровней стараются увеличить турпоток в регион. Но почему тогда они не ставят перед собой задачу привести в порядок одно из самых популярных мест, которое в какой-то степени формирует имидж Иркутска? Почему новые туристические указатели ставят рядом с дырами в асфальте, а вокруг главного символа города — Бабра — сломанные лестницы? Если такие вопросы и не возникают у всех тех многочисленных российских и иностранных гостей, которые посещают наш город, то у горожан сердце болит за облик любимого Иркутска. Пока что главное туристическое пространство города вызывает только разочарование и непонимание, почему такой грандиозный проект превратился в большую неухоженную торговую площадку.
Фото Кирилла Шипицина
Марина Палеева, IRK.ru
Иркутск-это жуть!