Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Денег для Марии» нет. Театральный сезон в драмтеатре имени Охлопкова стартовал с премьеры

Новый театральный сезон в Иркутском академическом драматическом театре имени Н.П. Охлопкова стартовал с премьеры спектакля «Деньги для Марии» по повести Валентина Распутина. Историю о сельской продавщице, обвиняемой в растрате, поставил режиссер Станислав Мальцев. Впечатлениями о новой постановке делится журналист IRK.ru Элина Хитрина.

«Деньги для Марии» уже шли на охлопковской сцене — премьера одноименного спектакля прошла в 1978 году. К постановкам по произведениям Валентина Распутина иркутский зритель, конечно же, более строг. Ну кто еще, как не местные, может так прочувствовать эту сибирскую простоту, совестливость и душевность? В репертуаре иркутского драмтеатра есть «Прощание с Матерой», «Уроки французского», «Живи и помни», а теперь вернулись «Деньги для Марии». Именно с этой повести в 70-х начался большой писательский путь Валентина Распутина.

— Мы постарались трепетно отнестись к литературной основе, — отметил режиссер-постановщик спектакля Станислав Мальцев. – Ведь это наш автор, любимый народом. Тем более, что в спектакле заняты артисты, которые лично были знакомы с Валентином Распутиным.

Спектакль «Деньги для Марии»

Спектакль «Деньги для Марии»

Если вы забыли сюжет, напомним. Послевоенное время, сибирская глубинка. Марию, простую деревенскую продавщицу, после ревизии обвиняют в недостаче. Она по доброте душевной и будучи не совсем грамотной, упустила из кассы тысячу рублей – по тем временам гигантская сумма! Ее муж Кузьма бросается на поиски денег, ведь если не вернуть долг, то Марию посадят. Односельчане, которые по деревенским традициям, вроде как должны помочь, не спешат расставаться с кровно заработанными. Кто-то откровенно «зажимает», кто-то дает, но забирает, кто-то отдает «похоронные» с обязательным последующим возвратом…

Беда Марии и Кузьмы становится испытанием для всей деревни. Сколько стоит спасение человеческой судьбы? Готовы ли вы отдать последнее ради другого человека? Насколько важно людское единение перед лицом нависшей угрозы? И отважишься ли ты на честный диалог с собственной совестью? Ведь случившееся горе заставило самих супругов оглядеться на прожитую жизнь: что успели, что не сделали, о ком забыли, мимо чьей беды прошли и не заметили…

Евгения Гайдукова и Сергей Солянников в роли Марии и Кузьмы

Евгения Гайдукова и Сергей Солянников в роли Марии и Кузьмы

— Персонажи Валентина Распутина — это чистые, совестливые, глубокомыслящие люди, живущие для кого-то, а не для себя. Работая над материалом, мы заметили, каких пределов деградация, о которой он писал тогда, достигла сейчас, — говорит исполнительница главной роли Евгения Гайдукова.

Для Евгении роль Марии – настоящий подарок. Актриса благодаря своему типажу так часто играет отрицательных стервозных персонажей, что видеть ее в роли кроткой деревенской женщины – очень необычно. Ошарашенная горем, ее Мария молчит, плачет, просить защиты у мужа, смиряется с судьбой, ждет расправы.

И все же не похожа Евгения на женщину, на которую можно повесить долг. И хорошо. Это несоответствие как бы говорит: беда может случиться с каждым, даже с тем, кого мы не видим в роли жертвы.

Кузьму играет Сергей Солянников. Его персонаж – мягкий, растерянный мужик, который вроде бы перед лицом беды готов на все… Только вот просить стесняется, на помощь соглашается не сразу, а когда надо отдать полученное – покорно отдает. Кузьма выглядит невыразительным по сравнению с другими мужскими персонажами: Василием, дедом Гордеем, председателем колхоза. Хотя как-то так и должен выглядеть человек, придавленный горем. К тому же, Мария и Кузьма – не главные персонажи повести.

Ведь долг Марии – лишь катализатор проверки на человечность их окружения. И поэтому второстепенные персонажи кажутся нам более яркими в этом спектакле. Мятущиеся, громкие, стыдливые, гордые, беспокоящиеся за свою репутацию, прощающие и требующие прощения – жители деревни предстают перед нами обычными людьми, со своими слабостями и сложностями.

Возможно, под влиянием того, что современные психологи учат нас отстаивать личные границы и говорить «нет», односельчан Марии совершенно не хочется осуждать за их решения. Каждого можно понять. Или то, что сейчас мы оправдываем этих персонажей и есть следствие начавшегося тогда нравственного кризиса?

— Если задать себе вопрос: что для нас сейчас значат деньги, являются ли они мерилом жизни современного человека, почему возникают войны, недопонимание между людьми, то вы поймете все, — отмечает режиссер Станислав Мальцев. — Валентина Распутина не случайно называют сибирским Достоевским: его творчеству также свойственно нервное напряжение, переход планов, лихорадочное состояние повествования. Я постарался передать это на сцене современными способами: при помощи света, пластики, необычной сценографии.

Но из-за этих современных способов спектакль, на мой взгляд, теряет самое главное — душевность. Избыток декораций (подвешенные деревянные окна, желтые листья на полу), игра света, звуков, — все это слишком отвлекает от тихой трагедии простых людей. А ведь внутренняя сложность при внешней простоте — это то, чем знамениты произведения Валентина Распутина.

Кстати, спектакль появился в репертуаре иркутского драмтеатра после того, как Станислав Мальцев в качестве приглашенного режиссера презентовал «Деньги для Марии» в Государственном академическом русском драматическом театре Башкирии в апреле 2024 года. Возможно, все силы были вложены в ту, первую, премьеру, а может, актеры, вышедшие недавно из отпуска, еще не разыгрались, но иркутская постановка показалась слегка невыразительной, скомканной, как будто набор театральных этюдов.

Никакого послевкусия после просмотра спектакля не остается, несмотря на старания артистов. Денег для Марии собрали мало, аплодисментов для этого спектакля — тоже.

Фото Анастасии Токарской

Элина Хитрина (Халтанова), IRK.ru

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля