Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Какие научные объекты есть в Иркутске? Путешествие по лабораториям, НИИ, обсерватории и авиазаводу

С 17 по 19 июля 2024 года прошел пресс-тур «Путешествие в науку. Иркутск». Участникам продемонстрировали научные разработки в лабораториях Иркутского государственного университета путей сообщения, рассказали о самом большом в Евразии солнечном телескопе. Журналист IRK.ru посетил биостанцию на Байкале, пообщался со специалистами научно-исследовательского института и побывал в цехах Иркутского авиазавода.

Иркутский государственный университет путей сообщения

Движение по знаковым научным объектам Иркутской области началось в ИрГУПСе. Участники пресс-тура посетили несколько лабораторий, мини-депо с полноразмерными образцами деталей поездов и испытательными стендами. В одном из подразделений университета студенты обучаются конструировать железнодорожные дороги и мосты, в другом с помощью специального тренажерного комплекса и программного обеспечения развивают навык управления поездом.

Мини-депо в ИрГУПСе. Фото IRK.ru
Лаборатория ИрГУПС. Фото IRK.ru
Оборудование для тренировки управления поездом. Фото IRK.ru
Фото IRK.ru

Мини-депо в ИрГУПСе. Фото IRK.ru

Лаборатория ИрГУПС. Фото IRK.ru

Оборудование для тренировки управления поездом. Фото IRK.ru

Фото IRK.ru

Сотрудники вуза представили журналистам разработки: решение для снижения энергопотребления локомотива и автоматизированное устройство для заправки подвижного состава нефтесмазочными материалами, которое позволяет решить экологическую и экономическую проблемы. Участника пресс-тура также продемонстрировали единственный в Иркутской области фемтосекундный лазер. С помощью оборудования ученые увеличивают прочность конструкционных материалов.

В Центре инновационного фундаментального развития и акселерации студенты и ведущие ученые университета работают по направлениям виртуальной и дополненной реальности, нейросетей, цифровых инженерных программ, приложений. Представителям СМИ продемонстрировали цифровой двойник моста, с помощью которого оценивают его перегрузку, возникающую из-за проезда тяжелых фур. Система может интегрироваться в светофоры и предупредительные панели и запрещать проезд транспорта, чтобы не допустить деформации и разрушения мостов.

Фемтосекундный лазер. Фото IRK.ru
Цифровой двойник моста. Фото IRK.ru

Фемтосекундный лазер. Фото IRK.ru

Цифровой двойник моста. Фото IRK.ru

Байкальская астрофизическая обсерватория в Листвянке

Участники пресс-тура посетили самую первую астрономическую обсерваторию на Байкале. Она входит в большой комплекс института солнечно-земной физики СО РАН, объекты которого располагаются в Иркутской области, Бурятии и Красноярском крае.

На территории учреждения функционируют четыре телескопа, пятый на стадии ввода в эксплуатацию. Через них ученые наблюдают за активностью Солнца и за процессами в атмосфере звезды, оценивают их влияние на Землю.

Через одно из устройств обсерватории журналисты смогли посмотреть на Солнце. В приборе оно выглядело как диск темно-красного цвета, заметны были группы пятен и протуберанцы. Как пояснили ученые, в каждый из них может войти несколько десятков земных шаров. В ночное время с помощью оборудования можно также разглядеть Луну, планеты, галактики, звездные скопления и туманности.

Байкальская астрофизическая обсерватория. Фото IRK.ru
Зеркало телескопа. Фото IRK.ru
Телескоп в Листвянке. Фото IRK.ru

Байкальская астрофизическая обсерватория. Фото IRK.ru

Зеркало телескопа. Фото IRK.ru

Телескоп в Листвянке. Фото IRK.ru

Журналисты также побывали на одном из самых больших телескопов-рефракторов в мире. Основной объект исследования с помощью этого оборудования — солнечные вспышки. Благодаря наблюдениям разрабатываются методы прогнозирования активности Солнца. Такие исследования проводятся лишь на двух телескопах в мире.

— Высота сооружения — 25 метров, на нее опирается труба телескопа длиной 40 метров. Вверху сооружения находится один из крупнейших в мире объективов, позволяющий рассмотреть мелкие детали на Солнце, — рассказал журналистам директор астрономической обсерватории ИГУ, профессор, старший сотрудник ИСЗФ, доктор физико-математических наук Сергей Язев.

Биостанция в поселке Большие Коты

В Больших Котах представители федеральных и региональных СМИ осмотрели Байкальскую биостанцию и музей при ней. Ее основали в 1919 году, создателем выступил профессор Иркутского университета Виталий Дорогостайский. С того времени ученые ИГУ проводят на ее территории исследования, а с 1945 года уже 78 лет на ее базе ведется непрерывный экологический мониторинг Байкала по проекту «Точка №1» — самый длительный регулярный мониторинг в истории мировой науки, включенный в книгу рекордов России.

Байкальская биологическая станция предназначена для комплексного мониторинга Байкала, сбора и первичной обработки научного материала в полевых условиях. Она обеспечивает любые направления исследований, связанные с изучением озера.

Байкальская биологическая станция. Фото IRK.ru
Работа на биостанции. Фото: Ксения Верещагина (кандидат наук, старший научный сотрудник  НИИ биологии ИГУ)
Фото: Ксения Верещагина (кандидат наук, старший научный сотрудник НИИ биологии ИГУ)

Байкальская биологическая станция. Фото IRK.ru

Работа на биостанции. Фото: Ксения Верещагина (кандидат наук, старший научный сотрудник НИИ биологии ИГУ)

Фото: Ксения Верещагина (кандидат наук, старший научный сотрудник НИИ биологии ИГУ)

Участникам тура представили экспонаты музея, которые ученые собирали в бухте Больших Котов с 1950 годов. Это коллекции байкальских рыб, в том числе огромных омулей, моллюсков, водорослей и губок, рачков, бабочек, птиц и зверей.

Под руководством научных сотрудников журналисты даже поучаствовали в отлове эндемичных видов байкальских животных — рачков-бокоплавов. Эти рачки играют важнейшую роль в экосистеме озера. Всего их насчитывается свыше 350 видов. Бокоплавы потребляют водоросли, мельчайшие частицы грунта, а также бактерии. Сами рачки входят в число объектов питания местных видов рыб и нерпы.

Байкальские рачки. Фото: Ксения Верещагина (кандидат наук, старший научный сотрудник  НИИ биологии ИГУ)
Байкальские рачки. Фото: Ксения Верещагина (кандидат наук, старший научный сотрудник НИИ биологии ИГУ)

Научно-исследовательский институт биологии Иркутского государственного университета

Байкальская биостанция в Больших Котах является подразделением Научно-исследовательского института биологии ИГУ: собираемые на станции данные с Байкала — базовый материал для основной части гидробиологических исследований. В институте проводят работы в области экологии и гидробиологии Байкала, экофизиологии и молекулярной биологии эндемиков, а также экспериментальной биотехнологии, орнитологии, микробиологии.

В учреждении функционируют пять лабораторий и две научно-исследовательские группы, в которых работают шесть докторов и 14 кандидатов наук. Рачки-бокоплавы — основной, но не единственный объект их исследования. На их примере можно изучать множество тем — от эволюции и видообразования до механизмов адаптации и резистентности.

Фото: Ксения Верещагина (кандидат наук, старший научный сотрудник НИИ биологии ИГУ)
НИИ биологии ИГУ. Фото: Ксения Верещагина (кандидат наук, старший научный сотрудник НИИ биологии ИГУ)
Фото: Ксения Верещагина (кандидат наук, старший научный сотрудник НИИ биологии ИГУ)

Фото: Ксения Верещагина (кандидат наук, старший научный сотрудник НИИ биологии ИГУ)

НИИ биологии ИГУ. Фото: Ксения Верещагина (кандидат наук, старший научный сотрудник НИИ биологии ИГУ)

Фото: Ксения Верещагина (кандидат наук, старший научный сотрудник НИИ биологии ИГУ)

Совместно с коллегами из других институтов и стран ученые концентрируются на поиске новейших актинобактерий, которые живут в байкальских глубоководных организмах. Благодаря этой работе специалисты обнаружили новую группу антибиотиков. Также они ставят эксперименты по лабораторному культивированию байкальских водорослей, которые могут служить в качестве кормовой добавки, использоваться в фармацевтических и косметических соединениях.

Участникам пресс-тура рассказали о создании имплантируемых сенсоров для отслеживания состояния организмов. Планируется, что устройства можно будет применять в аквакультуре и сельском хозяйстве, чтобы заранее выявлять болезни животных. В перспективе разработка ускорит процесс создания лекарств.

В колбе находится имплантируемый сенсор для отслеживания состояния организмов. Фото IRK.ru
Байкальские рачки, которых содержат в НИИ биологии. Фото IRK.ru
Байкальские рачки. Фото: Ксения Верещагина (кандидат наук, старший научный сотрудник  НИИ биологии ИГУ)

В колбе находится имплантируемый сенсор для отслеживания состояния организмов. Фото IRK.ru

Байкальские рачки, которых содержат в НИИ биологии. Фото IRK.ru

Байкальские рачки. Фото: Ксения Верещагина (кандидат наук, старший научный сотрудник НИИ биологии ИГУ)

Иркутский авиационный завод

Пресс-тур завершился экскурсией на Иркутский авиазавод. Первой точкой стал музей предприятия. В экспозиции представлены основные этапы развития ИАЗ и модели 20 типов создаваемых самолетов — исторические экспонаты и новейшие разработки. Всего за 90 лет работы предприятие выпустило около восьми тысяч самолетов.

Сейчас Иркутский авиационный завод является филиалом ПАО «Яковлев» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию Госкорпорации Ростех). В структуре завода — 100 цехов и отделов, а работает там около 13 тысяч сотрудников.

Иркутский авиазавод
Фото IRK.ru
Экспонаты в музее Иркутского авиазавода. Фото IRK.ru
Фото IRK.ru
Экспонаты в музее Иркутского авиазавода. Фото IRK.ru

Иркутский авиазавод

Фото IRK.ru

Экспонаты в музее Иркутского авиазавода. Фото IRK.ru

Фото IRK.ru

Экспонаты в музее Иркутского авиазавода. Фото IRK.ru

Представителям СМИ продемонстрировали логистический центр, где каждое изделие проходит строгий контроль, и познакомили с циклом производства новейшего пассажирского лайнера МС-21. Проект запустили в 2008 году, в 2017 году состоялся его первый полет. Завод успешно справился с постройкой опытных самолетов, программа получает дальнейшее развитие.

Предприятие масштабно реконструировали и модернизировали для организации производства машины, внедрили новейшие авиационные технологии. Созданы мощности для серийного выпуска самолета, сертифицированные по международным стандартам. Сборка и клепка фюзеляжей МС-21 производится роботами-автоматами. После стыковки специалисты оснащают лайнеры остальными комплектующими: двигателем, шасси, вспомогательной силовой установкой, бортовыми системами.

Цех окончательной сборки Иркутского авиазавода. Фото: пресс-служба ОАК
Цех окончательной сборки Иркутского авиазавода. Фото: пресс-служба ОАК
Фото: пресс-служба ОАК
Фото: пресс-служба ОАК

Цех окончательной сборки Иркутского авиазавода. Фото: пресс-служба ОАК

Цех окончательной сборки Иркутского авиазавода. Фото: пресс-служба ОАК

Фото: пресс-служба ОАК

Фото: пресс-служба ОАК

В цехе окончательной сборки журналистам показали опытные образцы МС-21, которые оснащаются российскими системами и готовятся к летным испытаниям. С представителями СМИ пообщался летчик-испытатель Евгений Аверьянов. Он рассказал о преимуществах и особенностях машины, отметив, что самолет и его двигатель находятся на уровне лучших мировых аналогов. Достоинство МС-21 — наиболее широкий фюзеляж в классе среднемагистральных самолетов. Вместимость машины — от 163 до 211 пассажиров. Передовая аэродинамика, двигатели и системы последнего поколения обеспечивают высокие летно-технические характеристики и низкие эксплуатационные расходы.

Пресс-тур прошел по объектам нацпроекта «Наука и университеты» и научно-популярного маршрута, созданного по инициативе «Научно-популярный туризм» Десятилетия науки и технологий. Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки и технологий. 20—22 ноября 2024 года на федеральной территории «Сириус» пройдет ключевое ежегодное мероприятие Десятилетия науки и технологий — четвертый конгресс молодых ученых (Краснодарский край).

Ольга Фонарёва, IRK.ru

  • Призрак призрака 29 июля 2024 в 20:31

    "Цех окончательной сборки Иркутского авиазавода. "
    судя по фото там до окончательной сборки еще собирать и собирать…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля