Иркутский государственный университет путей сообщения
Движение по знаковым научным объектам Иркутской области началось в ИрГУПСе. Участники пресс-тура посетили несколько лабораторий, мини-депо с полноразмерными образцами деталей поездов и испытательными стендами. В одном из подразделений университета студенты обучаются конструировать железнодорожные дороги и мосты, в другом с помощью специального тренажерного комплекса и программного обеспечения развивают навык управления поездом.
Сотрудники вуза представили журналистам разработки: решение для снижения энергопотребления локомотива и автоматизированное устройство для заправки подвижного состава нефтесмазочными материалами, которое позволяет решить экологическую и экономическую проблемы. Участника пресс-тура также продемонстрировали единственный в Иркутской области фемтосекундный лазер. С помощью оборудования ученые увеличивают прочность конструкционных материалов.
В Центре инновационного фундаментального развития и акселерации студенты и ведущие ученые университета работают по направлениям виртуальной и дополненной реальности, нейросетей, цифровых инженерных программ, приложений. Представителям СМИ продемонстрировали цифровой двойник моста, с помощью которого оценивают его перегрузку, возникающую из-за проезда тяжелых фур. Система может интегрироваться в светофоры и предупредительные панели и запрещать проезд транспорта, чтобы не допустить деформации и разрушения мостов.
Байкальская астрофизическая обсерватория в Листвянке
Участники пресс-тура посетили самую первую астрономическую обсерваторию на Байкале. Она входит в большой комплекс института солнечно-земной физики СО РАН, объекты которого располагаются в Иркутской области, Бурятии и Красноярском крае.
На территории учреждения функционируют четыре телескопа, пятый на стадии ввода в эксплуатацию. Через них ученые наблюдают за активностью Солнца и за процессами в атмосфере звезды, оценивают их влияние на Землю.
Через одно из устройств обсерватории журналисты смогли посмотреть на Солнце. В приборе оно выглядело как диск темно-красного цвета, заметны были группы пятен и протуберанцы. Как пояснили ученые, в каждый из них может войти несколько десятков земных шаров. В ночное время с помощью оборудования можно также разглядеть Луну, планеты, галактики, звездные скопления и туманности.
Журналисты также побывали на одном из самых больших телескопов-рефракторов в мире. Основной объект исследования с помощью этого оборудования — солнечные вспышки. Благодаря наблюдениям разрабатываются методы прогнозирования активности Солнца. Такие исследования проводятся лишь на двух телескопах в мире.
— Высота сооружения — 25 метров, на нее опирается труба телескопа длиной 40 метров. Вверху сооружения находится один из крупнейших в мире объективов, позволяющий рассмотреть мелкие детали на Солнце, — рассказал журналистам директор астрономической обсерватории ИГУ, профессор, старший сотрудник ИСЗФ, доктор физико-математических наук Сергей Язев.
Биостанция в поселке Большие Коты
В Больших Котах представители федеральных и региональных СМИ осмотрели Байкальскую биостанцию и музей при ней. Ее основали в 1919 году, создателем выступил профессор Иркутского университета Виталий Дорогостайский. С того времени ученые ИГУ проводят на ее территории исследования, а с 1945 года уже 78 лет на ее базе ведется непрерывный экологический мониторинг Байкала по проекту «Точка №1» — самый длительный регулярный мониторинг в истории мировой науки, включенный в книгу рекордов России.
Байкальская биологическая станция предназначена для комплексного мониторинга Байкала, сбора и первичной обработки научного материала в полевых условиях. Она обеспечивает любые направления исследований, связанные с изучением озера.
Участникам тура представили экспонаты музея, которые ученые собирали в бухте Больших Котов с 1950 годов. Это коллекции байкальских рыб, в том числе огромных омулей, моллюсков, водорослей и губок, рачков, бабочек, птиц и зверей.
Под руководством научных сотрудников журналисты даже поучаствовали в отлове эндемичных видов байкальских животных — рачков-бокоплавов. Эти рачки играют важнейшую роль в экосистеме озера. Всего их насчитывается свыше 350 видов. Бокоплавы потребляют водоросли, мельчайшие частицы грунта, а также бактерии. Сами рачки входят в число объектов питания местных видов рыб и нерпы.
Научно-исследовательский институт биологии Иркутского государственного университета
Байкальская биостанция в Больших Котах является подразделением Научно-исследовательского института биологии ИГУ: собираемые на станции данные с Байкала — базовый материал для основной части гидробиологических исследований. В институте проводят работы в области экологии и гидробиологии Байкала, экофизиологии и молекулярной биологии эндемиков, а также экспериментальной биотехнологии, орнитологии, микробиологии.
В учреждении функционируют пять лабораторий и две научно-исследовательские группы, в которых работают шесть докторов и 14 кандидатов наук. Рачки-бокоплавы — основной, но не единственный объект их исследования. На их примере можно изучать множество тем — от эволюции и видообразования до механизмов адаптации и резистентности.
Совместно с коллегами из других институтов и стран ученые концентрируются на поиске новейших актинобактерий, которые живут в байкальских глубоководных организмах. Благодаря этой работе специалисты обнаружили новую группу антибиотиков. Также они ставят эксперименты по лабораторному культивированию байкальских водорослей, которые могут служить в качестве кормовой добавки, использоваться в фармацевтических и косметических соединениях.
Участникам пресс-тура рассказали о создании имплантируемых сенсоров для отслеживания состояния организмов. Планируется, что устройства можно будет применять в аквакультуре и сельском хозяйстве, чтобы заранее выявлять болезни животных. В перспективе разработка ускорит процесс создания лекарств.
Иркутский авиационный завод
Пресс-тур завершился экскурсией на Иркутский авиазавод. Первой точкой стал музей предприятия. В экспозиции представлены основные этапы развития ИАЗ и модели 20 типов создаваемых самолетов — исторические экспонаты и новейшие разработки. Всего за 90 лет работы предприятие выпустило около восьми тысяч самолетов.
Сейчас Иркутский авиационный завод является филиалом ПАО «Яковлев» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию Госкорпорации Ростех). В структуре завода — 100 цехов и отделов, а работает там около 13 тысяч сотрудников.
Представителям СМИ продемонстрировали логистический центр, где каждое изделие проходит строгий контроль, и познакомили с циклом производства новейшего пассажирского лайнера МС-21. Проект запустили в 2008 году, в 2017 году состоялся его первый полет. Завод успешно справился с постройкой опытных самолетов, программа получает дальнейшее развитие.
Предприятие масштабно реконструировали и модернизировали для организации производства машины, внедрили новейшие авиационные технологии. Созданы мощности для серийного выпуска самолета, сертифицированные по международным стандартам. Сборка и клепка фюзеляжей МС-21 производится роботами-автоматами. После стыковки специалисты оснащают лайнеры остальными комплектующими: двигателем, шасси, вспомогательной силовой установкой, бортовыми системами.
В цехе окончательной сборки журналистам показали опытные образцы МС-21, которые оснащаются российскими системами и готовятся к летным испытаниям. С представителями СМИ пообщался летчик-испытатель Евгений Аверьянов. Он рассказал о преимуществах и особенностях машины, отметив, что самолет и его двигатель находятся на уровне лучших мировых аналогов. Достоинство МС-21 — наиболее широкий фюзеляж в классе среднемагистральных самолетов. Вместимость машины — от 163 до 211 пассажиров. Передовая аэродинамика, двигатели и системы последнего поколения обеспечивают высокие летно-технические характеристики и низкие эксплуатационные расходы.
Пресс-тур прошел по объектам нацпроекта «Наука и университеты» и научно-популярного маршрута, созданного по инициативе «Научно-популярный туризм» Десятилетия науки и технологий. Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки и технологий. 20—22 ноября 2024 года на федеральной территории «Сириус» пройдет ключевое ежегодное мероприятие Десятилетия науки и технологий — четвертый конгресс молодых ученых (Краснодарский край).
Ольга Фонарёва, IRK.ru
"Цех окончательной сборки Иркутского авиазавода. "
судя по фото там до окончательной сборки еще собирать и собирать…