День инженера-химика лаборатории «Южных электрических сетей» проходит так: подготовка специальной посуды, испытания, описание результатов, составление протоколов. На первый взгляд кажется, что все просто, но на самом деле эти действия определяют дальнейшую работу 70 крупных центров питания в Иркутске и на прилегающих территориях, рассказала сотрудница учреждения Ольга Васильева.
На каждой подстанции обычно минимум два силовых трансформатора. Сотрудники лаборатории проводят диагностику оборудования по физико-химическим показателям масла, которое заливается в трансформаторы. Оно обладает электроизоляционными свойствами, служит как охлаждающая среда, подавляет коронный разряд и образование дуги.
— Все имеет свойство стариться, в том числе и трансформаторное масло. Это происходит из-за влаги, температуры, электромагнитного поля, газов. Мы как раз это и анализируем, — поясняет Ольга Владимировна. — Проводим электрические испытания, например, измеряем пробивное напряжение. Чем оно выше, тем лучше эксплуатационные свойства масла. На это влияет множество факторов. Динамику записываем в специальный журнал.
Для диагностики диэлектрика трансформаторов и выключателей специалисты лаборатории проводят целый комплекс мероприятий. Например, определяют тангенс угла диэлектрических потерь, который характеризует степень очистки «свежего» масла, и кислотное число, показывающее стадию его окисления. Измеряют и температуру вспышки трансформаторного масла. Если она ниже нормативного значения, это может означать, что внутри жидкости проходят процессы разложения.
Еще один сотрудник на специальном устройстве проводит хроматографический анализ растворенных в масле газов. Чуткое устройство определяет, в норме ли оборудование подстанции. «Если в процессе эксплуатации трансформатора появляется нарушение, в масле образуется газ. По характерному набору газов мы устанавливаем, какой это дефект — термического или электрического характера», — объясняет коллега Ольги Владимировны инженер-химик службы изоляции и защиты от перенапряжений Ирина Ефименко.
— Это еще не все. Сегодня как раз на диагностику принесли образцы резины, которая служит в качестве уплотнителей в высоковольтном оборудовании. Мы испытываем ее на маслостойкость и потом выносим решение, пригоден материал для использования или нет. Кроме того, в лаборатории мы проверяем силикагель, дистиллированную воду и электролиты, — рассказывает Ольга Васильева.
От исследований на базе химической лаборатории ИЭСК в дальнейшем зависит, будут ли работать подстанции компании. Специалисты структуры составляют протокол о дефектах оборудования, возможности его безопасного пуска в эксплуатацию или необходимости провести ремонт либо замену. «Подстанции не запускают без нашего протокола», — подчеркивают специалисты.
В профессии Ольга Владимировна уже три десятилетия. Шутит, что так распорядилась судьба. При выборе места учебы она написала на карточках множество специальностей, доступных в Иркутске. Вытянула «Физико-химические методы исследования», из-за любви к химии решила попробовать это направление, и студенческая жизнь затянула.
Позже отец предложил ей работать в химической лаборатории. Сейчас Ольга Владимировна — инженер-химик второй категории. Отмечает, что важно любить свое дело, быть ответственным, дисциплинированным и уверенным человеком.
— Я здесь уже 32 года: безумно нравится эта работа, коллектив потрясающий, — улыбается Ольга. — Периодически происходят всякие забавные вещи. Не поверите, но приборы не слушаются, когда к нам приходит кто-то новенький. Приходится рядом с ними конфеты класть, тогда работают.
Рабочее место инженера-химика — не только письменный стол с компьютером, где специалист готовит документы, это в целом вся лаборатория с множеством устройств. На столе стоят фотографии детей и внуков. Сразу возникает вопрос, чем Ольга Владимировна увлекается помимо работы.
— Как в стихотворении Агнии Барто: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота». Увлекаюсь всем, — смеется Ольга. — Рисую картины, пою, хорошо вяжу, обожаю готовить. В семье традиция — каждые выходные собираемся на совместный обед, общаемся.
Со временем в лаборатории поменялись многие аппараты, и теперь часть машин проводит исследования автономно. Хоть это и сделало работу проще в разы, инженер-химик продолжает использовать в том числе и старое оборудование — проверенное и надежное.
График работы подразделения — с 8:00 до 17:15, а в пятницу до 16:00. Раньше специалистов часто вызывали на работу по вечерам и в выходные, если происходило что-то непредсказуемое. Сейчас оборудование более надежное, и такие ситуации происходят гораздо реже.
Помимо ежедневных задач, у специалистов есть также и долгоиграющие. Например, периодически проходит внутрилабораторный контроль. Сотрудники проверяют сами себя — проводят анализ одной и той же пробы по разным параметрам, делают расчеты. Раз в три года приезжает государственная комиссия. «В марте этого года как раз проверяли. По результатам сказали, что лаборатории ИЭСК на порядок лучше подобных учреждений Иркутской области», — с гордостью отмечает Ольга Владимировна.
Фото Маргариты Романовой
Ольга Фонарёва, IRK.ru
Не поверите, но приборы не слушаются, когда к нам приходит кто-то новенький.©
.
Кокетство.
Если приборы новые-им безразлично, кто за ними сидит и слушаются любого.